Сегодняшняя прогулка была особенной. Сегодня я геройски окружил полигон! Э-э-э… Ну, ладно, ладно! Ладно! Обошел. И да – на безопасном расстоянии.
Он у меня уже давно сидит, как рыбная кость в горле. Сначала, изучая спутниковые снимки от Яндекса, я принял его за какой-то завод или очистные сооружения. Понятно, сразу же захотелось посмотреть на такую диковину. Хорошо хоть не полез сразу, а немного порыл интернет.
В народной Яндекс-карте он обозначен, как промзона. Но там любой объект так обозначается – что завод, что военная часть. А вот Викимапия дала исчерпывающий ответ.
Я и до Викимапии слышал – где-то там еще во времена СССР находилось стрельбище. Пару раз встречал упоминания о нем, читая рассказы о путешествиях по нашему лесу. Однако совершенно не представлял, что это будет такая махина.
Старое стрельбище, возможно, и не было столь огромным. Не знаю, что было на месте теперешнего полигона, но на северо-запад от него в лес на пару километров тянется давно заросший коридор шириной в сто метров. По утверждению Викимапии это и есть остатки стрельбища.
Теперь там если кто и стреляет, так это разве охотники или браконьеры. Вся настоящая стрельба ведется строго в периметре полигона. В прошлом году я один раз слышал такую канонаду (иначе и не скажешь), что в двух с половиной километрах она мешала разговаривать.
А в этом году выстрелы еле слышно. Наверное, построили какие-то укрытия или вообще стреляют в крытых помещениях. Может быть, конечно, я просто так попадал – все же не каждый день там бываю. Но у меня сложилось впечатление, что в прошлом году даже редкие выстрелы звучали громче.
В сторону полигона я, конечно, ходил неоднократно. Соваться туда или даже заходить за запрещающие знаки намерений не имел от слова совсем, но лес там интересный, хоть и нечищеный. Грибы, следы зверей, все такое. Однако в прошлом году не удалось дойти даже до знаков.
В первый мой поход я пошел вроде по просеке, потом берегом мелиорационной канавы и под конец залез в такой бурелом, из которого насилу выдрался. Второй раз я попробовал другую развилку, но в конечном итоге опять уперся в завалы и дальше лезть не стал.
Однако направление это меня очень интересовало. Не в плане самого полигона, понятно, а как пролезть мимо него дальше на восток. С великом я сильно расширил географию своих путешествий, а эта область не сказать, что легко доступна – нет нормальных дорог для велика, пешком же топать далековато.
В самом начале июля я проехал на велике прямо перед въездом на полигон. Не у КПП, естественно, а метрах в трехстах по дороге мимо поворота с запрещающим знаком. Я тогда вообще отлично прокатился, но сунулся в лес в одной футболочке, и меня так зажрали комары, что ни о каких остановках с фотками я даже мечтать не мог. Прежде чем я попал на эту дорогу, мне пришлось довольно долго пробираться по раскисшим в месиво грунтовкам через лес.
Таким образом, я разведал все требуемые для окружения дороги. В июле я проехал с юго-востока, когда ходил в Чижи прошел немного по перпендикулярной дороге с северо-востока, а на днях разведал просеку с северо-запада. Также я нашел путь от лагеря до дороги, по которой проехал на велике. Осталось соединить их воедино и замкнуть кольцо!
В этот раз я спрятал велик (с), свернув на грунтовку метров за двести до лагеря:
Дойдя до поворота, я повернул направо и, не доходя до крайних домов деревни Кузяево, повернул на восток. Туда вела подзаросшая, но свободная от завалов дорога, по которой я добрался почти до самой бетонки. Не успел я пройти и пары сотен метров, как увидел это:
Я аж подскочил – когда ходил тут ночью, прошел мимо и не заметил. Первая мысль была – что за горе-охотники построили лабаз, из которого можно наблюдать разве за прохожими на дороге? В двух шагах от деревни – при первом же выстреле набежит толпа разъяренных бабок с мокрыми тряпками. Потом сообразил, что это местные детишки резвятся – устроили себе домик на деревьях.
К сожалению, до бетонки дорога уже не доходит, как отмечено на карте – пришлось свернуть и пройти вдоль канавы чуть в обход. Но это было уже в самом конце, так что я потерял всего двести или триста метров.
И вот она, старая бетонка:
Видите еле заметные в земле бетонные блоки? А когда-то это была первоклассная дорога.
Вот она чуть дальше:
А потом началась вырубка. И бетонные блоки исчезли – наверное, вырубили вместе с деревьями:
Идти стало неприятно. Мало того, что одна за другой пошли огромные лужи – вся дорога была перепахана колесами тяжелой техники.
Где-то за этим леском и начинается полигон. Метрах в трехстах, отсюда не видно:
Лесок упрямо навевает мысли о хорошем артналете, хотя на самом деле он просто затоплен.
Вот и знакомый знак:
Не поперек бетонки, а на колее, уходящей в сторону полигона. Бетонка, кстати, снова стала бетонкой – опять пошли блоки.
Со стороны полигона послышались выстрелы. Калашмат на 5.45 и что-то очень интересное, чего слышать не доводилось даже в записях. Я думаю, это была винтовка с глушителем, но со сверхзвуковым патроном. Хлопка выстрела слышно не было совсем, различался этакий трескучий шелчок (или трескучее эхо от щелчка) и хорошо узнаваемый звон гонга. Впрочем, необычных выстрелов было всего три или четыре, так что я не успел как следует насладиться звучанием.
А автомат довольно долго садил одиночными. Но странное дело! Я был совсем рядом, а звук был даже тише, чем в прошлом году в лагере. Определенно построили какие-то укрытия, чтобы не долбило на всю округу. Я даже не стал записывать стрельбу, решил подойти еще ближе, чтобы лес не приглушал звуки.
Справа показалась новая вырубка. На ней я заметил уже ранее виденный мною плакат:
Но здесь я убедился, что лес действительно посажен. И это здорово! Смотрите сами – сосенки, как я понимаю:
В конце вырубки у дороги построили вот такую беседку:
К слову сказать, она расположена меньше чем в четырехстах метрах от КПП. Интересный выбор места – как будто специально построили, чтобы можно было присесть, разложить на столе хавчик и спокойно послушать стрельбу. Что я и собирался сделать. Только стоило мне подойти к беседке, как выстрелы прекратились, и больше я не услышал ни одного.
Выйдя на дорогу, я увидел свет фар. Какая-то машина ехала навстречу. Отойдя от греха к деревьям, я подождал пока она проедет. Вряд ли кто патрулирует дорогу, на которой установлены подобные беседки, но береженого бог бережет.
Машина двигалась медленно. Когда она немного приблизилась, я услышал лязг, как будто ехал по меньшей мере танк или БМП. Это оказался тяжелый тягач с платформой, он свернул к полигону. В сумерках я не увидел, стоит ли что на платформе – открытое пространство перед полигоном заросло высокой травой, плюс, машина частично растворилась на фоне темных деревьев:
Вот сюда она повернула, но я за ней уже не пошел. И не просите!
Как видите, тут бетонка в отличном состоянии. И на съезде, и на дороге. Понятно, ей активно пользуются, потому и держат в порядке.
Знак этот – «Стой, стреляют!» постоянно меня забавляет. Ну, как в анекдоте:
– Стой, стрелять буду!
– Стою!
– Стреляю!
Типа встать надо, чтобы они лучше могли прицелиться?:)
В паре десятков метров, кстати, висит совершенно мирный знак:
На бетонке рядом со съездом я увидел отметку:
И через положенное расстояние:
Значит, они не сидят сиднем на полигоне, а вылезают и бегают по бетонке. Надо будет иметь в виду на будущее. Хотя не думаю, что пробежки происходят в то время, когда я гуляю. Скорее, бегают по утрам, когда я еще и спать не лег.
Через несколько десятков шагов показался перекресток с другой бетонкой, на которую я повернул. На углу висела такая вот пакость:
Не совсем понятно, почему ее не убрали, особенно если по бетонке бегают. Не могли же не увидеть. Неужели всем настолько пофиг? Такими темпами они ее вам и на воротах нарисуют.
Хотелось самолично содрать плакат, но он был на удивление крепко приделан. Без инструментов и шума не отдерешь. А услышат – еще и по шее настучат. Плюнув, пошел дальше.
Потянуло дымком, слева показался костерок. Не знаю, кто это был, прошел тихонько – не окликнули. Я бы в ту сторону от дороги не полез – там как бы запретная зона. Но, похоже, на это кладут болт. Возможно, впрочем, что никого и не было – просто дотлевал мусор от вырубки. Там местами рубят.
Не успел я пройти и пятидесяти метров, как бетонные блоки кончились. Не понимаю, зачем их повыдергивали и кто? Разобрали и положили на другую дорогу или местные растащили на фундаменты? Бывшая бетонка превратилась вот в такое безобразие:
Отдельные участки с блоками периодически попадались, но их осталось совсем мало.
Сумерки потихоньку переходили в темноту. Глаза постепенно адаптировались, и я шел без ПНВ – дорогу видел вполне нормально. Думал дойти до просеки на ночном зрении, а перед входом в лес нацепить прибор.
Впереди что-то блеснуло. Сначала я подумал, что это отражение неба в большой луже. Но через несколько секунд блеснуло ярче. Блин! Опять фары! Тут вроде ездить некому, особенно ночью. Фиг знает, кто это. Хоть в Викимапии и писали, что охрана полигона реагирует, только если сунуться прямо к КПП, я решил уйти с дороги. Мало ли.
И сразу же пожалел, что прибор в рюкзаке. Давно надо было повесить его на шлем, пусть даже в походном положении. Тогда бы я одним движением опустил бы его на глаза и включил. А сейчас доставать было поздно – фары приближались. Пришлось нырять в темноту так.
А нырять было по сути некуда. По обеим сторонам дороги лежали глубокие канавы, основательно заполненные водой. По пояс, не меньше. Прыгать через них я не испытывал никакого желания – склоны были крутые, видно плохо. Так что я просто присел под насыпью у самой воды. Подвернулось удачно упавшее дерево – на одну ветку я присел, а на другую поставил ноги. Насыпь у дороги была высокая, там меня даже с тепловизором не заметишь.
Пока машина приближалась, я расстегнул рюкзак, достал противовес и стал прилаживать его к шлему. Я бы успел прицепить и прибор, но скоро понял, что могу не торопиться. Послышались вопли – это оказался квадроцикл с подвыпившей компанией. Пьяная девка визжала и ухала на каждой яме настолько похабным голосом, что у меня в голове промелькнули самые разнузданные групповые сцены, которые я только видел.
Если бы не было глубокой канавы с водой, я, возможно, пуганул бы их, не смотря на близость полигона. Так бы гаркнул из темноты, что они в противоположную канаву съехали! Но я не успел подготовиться и сидел с разложенным на коленях снаряжением. Да и не хотелось сигать через канаву. Ничего, еще гаркну.
Больше приключений не было. Я вылез на дорогу, не спеша прицепил прибор, подкормился бутербродами и пошел к просеке. Сфоткал знак-путеводитель, который не догадался щелкнуть в прошлый раз:
Внизу виден закрашенный серым кусочек полигона. А выходящая из него белая полоса, похожая на гриф гитары – это и есть бывшее советское стрельбище.
В этот раз я снял амбер-фильтры с окуляров ПНВ, так что стал видеть немного четче:
А главное, телефон начал лучше фотографировать. Поймал себя на мысли, что без амберов нисколько не потерял в комфорте – чисто зеленая картинка меня совершенно не напрягает. И так, и так неплохо; в условиях сильной темноты (а сейчас ночи стали заметно темнее) с зеленой картинкой видно и четче, и дальше.
К моему удивлению, окуляры без амберов стали меньше потеть. Я этого не понимаю – тонкое стеклышко светофильтра наоборот должно смазывать разницу температур прибора и воздуха, а вот поди ж ты! Но, с другой стороны, амбер-фильтр проще протереть – он защищен лишь двухмиллиметровым бортиком из резины. А чтобы добраться до линзы окуляра даже с моими обрезанными наглазниками, надо засовывать палец с тряпочкой где-то на сантиметр.
Вот уже почти окончательно заросший коридор бывшего стрельбища (уходит направо от просеки, вдалеке видны сосны с другой стороны коридора):
Ну, а вот, наконец, и канава со знаком. Внизу виден ствол березы, которая лежит поперек канавы:
Дальше надо было срезать через лес по тропке до другой просеки. Я разведал эту тропку, она действительно существует. Но последняя ее треть проходит через бурелом. Тропка вьется, огибая большинство завалов, так что приходится перелезать лишь через отдельные деревья.
Мне, если честно, было лениво высматривать тропу – она и днем-то еле различима. Так что я решил пройти напрямик через лес. Благо он в этом месте был чистый. Я поставил в навигаторе точку на дороге прямо напротив, включил режим компаса и пошел по стрелке. Надо было пройти около четырехсот метров.
Дошел без проблем. Упавшие деревья, конечно, попадались, но в гораздо меньшем количестве, чем на тропе. С новым ПНВ в лесу (не на тропе или дороге, а в настоящем лесу) видно отлично. Телефон, может, снимает и не очень, но глазами видны все детали и видно далеко:
И вот я на дороге:
Ниже определенного предела яркости телефон снимать отказывается. Но глазами видно вполне удовлетворительно:
Кузяевскую скамейку на небольшой прогалине сфоткал ярко:
Я на ней какое-то время посидел, вытянув ноги. Колени все еще болят.
На подходе к лагерю:
Осталось пройти метров семьсот – и вот он, мой велик. Я замкнул кольцо окружения!
Помните игру в точки? Ну, на бумаге в клетку – я в школе на уроках постоянно резался. Да и в институте тоже, когда не прогуливал. Так вот, по правилам игры в точки, я окружил и захватил полигон!
А мужики-то и не знают!