Гулял в лесу.

Сегодня решил проверить еще одну дорогу, которая меня давно интересовала. И сама по себе, а еще больше – как на нее попасть.

Дело в том, что, гуляя по одной из просек, я уперся в огромный завал. Скажем так, рукотворного происхождения. Просеку основательно расчистили какой-то тяжелой техникой до пересечения с мелиорационной канавой. Дальше чистить не стали, а весь мусор – бревна, ветки, даже целые стволы деревьев сгребли у канавы в большую кучу.

При желании, можно было пролезть и через эту кучу, благо некоторые прорехи в ней все-таки присутствовали. Но дело в том, что за канавой просека не продолжается. Она отходит от канавы метров триста на север дальше, да еще и под углом.

Лезть сквозь кучу в неизвестность я не хотел. Я только догадывался, что дорога проходима, так как на моей карте по ней шла пара треков. И продираться эти триста метров через бурелом (а на спутниковом снимке я видел именно бурелом) без твердой уверенности, что выйду на расчищенную дорогу, я не собирался.

Был еще вариант срезать через лес, не доходя до канавы – те два трека шли именно так. Возможно, там была тропа. Все это я и отправился проверить.

Проехав через лагерь, я спрятал велик (с):

Проходя через вырубку, увидел мужика, едущего на велосипеде мне навстречу. Из леса, в смысле. Он вынырнул из-за изгиба дороги буквально в двадцати метрах. Вообще, я не люблю таких встреч, но прятаться было поздно – не надо было клювом щелкать.

Мужик браво преодолел огромную лужу, въехав в нее чуть ли не по ступицы колес. Когда он затормозил (у него стояли вибрейки, как на моем Стелсе), у меня аж в зубах заныло от скрежета.

Поздоровались. Первым делом он заявил мне, что станция находится в том направлении, откуда я пришел. Я сказал, что в курсе и в ответ поинтересовался, как он на велике ухитряется ездить по этому месиву. «Как-как – говорит – то я на нем еду, то он на мне». Я вспомнил следы велосипеда у Дрезны и хихикнул.

Мужик вез пакет, возможно, ездил в какое-то свое местечко за грибами. Ему было очень интересно, чего я забыл под вечер в лесу. Ну, и мой видок, наверное, интриговал. Я сказал, как есть – мол, люблю по лесу ночью гулять. Он вытаращил глаза.

– А чего там ночью делать? Сов разве слушать? Филинов?

– И сов тоже, совы есть. А филина я слышал немного дальше – я показал палкой направление.

– А что вы там увидите? Заблудитесь только …

– Ну, я с детства по ночам шляюсь, нормально ориентируюсь.

– Как это? Темно же…

– Я давно хожу. Сразу не объяснишь. Навык нужен определенный.

– Я понимаю, сам в ПСО служил. А в болото если попадете?

– В болото лезть желания не испытываю. Хотя был и в болоте, и Дрезну со Слогавкой переходил, ручьи всякие…

Мужика раздирало любопытство. Спросил, не иду ли я в Павлов Посад и еще куда-то – он не понимал, как это можно просто гулять ночью. Ему явно хотелось спросить еще и еще. Но я смотрел на него так ласково, опираясь на палку и немного раскачиваясь в стороны, наклонял голову то влево, то вправо, щурился и улыбался, что он почел за лучшее сесть на свой велосипед и поехать дальше. Пожелав мне, впрочем, удачи на прощанье.

Когда я перешел ручей, сзади послышался рев мотора. Хватит с меня на сегодня встреч. Я увидел еле заметную тропку, идущую вдоль ручья, и быстро свернул на нее. Зайдя за деревья и убедившись, что меня не видно с дороги, я осмотрелся. Тропка превратилась в колею, я решил пройти по ней немного и посмотреть, куда она ведет.

А привела она меня еще к одной общественной скамейке:

На перекрестке просек установили лавочку – можно сесть и отдохнуть. Приятно.

Выяснилось, что одна из просек идет почти параллельно дороге и выходит на нее, когда дорога забирает чуть правее, а прямо отходит другая дорога – без ям и луж, по которой я обычно хожу дальше. Открытие меня очень обрадовало – теперь я могу дойти до канавы с подосиновиками безо всякой слякоти.

Если пойти по просеке в другую сторону, то можно выйти напрямик к лагерю. К сожалению, там пока не пройдешь – надо переправиться через ручей, который довольно глубокий и широкий. Через него перекинута пара тонких бревен, но я поостерегся туда лезть – проще обойти по дороге. Возможно, скоро там будет переправа посерьезнее – на обеих берегах воткнуты колышки с красной разметкой.

Если же от скамейки пойти дальше на восток, то через километр с небольшим я попаду как раз к началу просеки с завалом в конце. Именно туда мне и надо было.

Дойдя почти до завала, я попытался найти тропу, по которой шли через лес треки. То ли я плохо смотрел, то ли тропы попросту не было, но буквально сразу я попал в хороший бурелом, откуда еле выдрался минут через пятнадцать. Возможно, что тропа все-таки была, просто треки не точно ее показывали. Если их писали на телефон, погрешность могла достигать и двадцати, и тридцати метров.

Так что я вернулся по просеке обратно и вышел на тропку, по которой можно срезать дорогу из Чижей. Она в самом конце шла по продолжению канавы, куда упиралась просека. Я решил пройти вдоль канавы с той стороны. Во всяком случае, можно будет вернуться к разведанной тропе, если я упрусь в какое-либо препятствие.

И действительно чуть не пришлось возвращаться. Сначала не было и намека на канаву – ровная расчищенная просека и все. Потом слева появилась насыпь, а еще через некоторое время внизу заблестела вода. Я шел в глубоких сумерках, не включая еще прибора. Периодически поглядывал влево – воды становилось все больше.

А потом я уперся в перпендикулярную канаву. Она оказалась широкой (метра два) и полноводной. Ткнув палкой у самого берега, я погрузил ее на половину длины. Нечего было и думать переправиться – не было ни мостков, ни бревен.

Я повернул было обратно, но вспомнил, что канава подходила только с правой стороны. Такой Т-образный перекресток канав. Можно было попробовать пройти по левому берегу. Отойдя назад метров на тридцать, я заметил, что канава мелеет, а еще метров через двадцать ухитрился ее перескочить.

Пройти по левому берегу оказалось возможным. Там даже было что-то вроде тропки – кто-то недавно ходил и примял траву. Без особых проблем я добрался до интересующей меня дороги. Или просеки.

Налево от канавы отходил ровный и широкий проход, далеко просматриваемый даже без ПНВ в начинающейся темноте. Я присел на упавшее дерево передохнуть, не спеша прицепил на шлем прибор. Прямо у канавы висел знакомый знак:

И не мудрено – просека проходила всего в четырехстах метрах от полигона. Не совсем понятно, зачем его повесили именно тут, потому что дальше я пересек несколько просек и дорог, ведущих прямо к полигону – на них никаких знаков не было.

Поперек канавы в этом месте лежала упавшая береза. Воды не было, а по дну проходила еле заметная тропка. Ради интереса я перелез на другой берег и сунулся в лес. Тропка просматривалась и дальше. Так что, похоже, треки не врали – тропа была, просто я ее не нашел.

Разведку тропы я отложил на следующий раз, а сейчас вернулся обратно к знаку и пошел по просеке. Просеку расчистили конкретно. Такое впечатление, что по ней проехал танк или мотолыга, раскидав в стороны все нападавшие деревья. Возможно, просеку прошел тяжелый бульдозер или еще какая спецтехника – отпечатки протектора (или траков) были широченные.

На внедорожниках тут не катались, так что ям и луж не было от слова совсем. Пару раз в низинах под ногами чавкало, один раз пришлось топать по щиколотку в грязи, но это была совершенно ровная грязь без намека на колею.

Я без проблем добрался до бывшей бетонки, по пути пройдя через стометровый коридор заброшенного старого стрельбища, которое настолько сильно заросло, что лет через десять вообще сольется с окружающим лесом. По краям коридора просматривались остатки земляных валов.

Выйдя на бетонку, увидел прелюбопытнейший знак. В Москве на остановках и выходах из метро не так давно стали вешать карты прилегающих улиц с отметкой – «вы находитесь тут». Вот что-то в этом роде я и увидел – карта, разметка просек и указатель, где я нахожусь. Даже краешек полигона нарисовали.

Какая-то неразбериха с этими знаками. Одни запрещают проход, другие вешают путеводители. Даже беседку для отдыха построили в трехстах метрах от въезда на полигон – я там проезжал в июле на велике, видел.

Сфоткать знак не получилось. В пассивном режиме телефон не фокусировался, а в лучах ИК подсветки плакат выглядел сверкающим белым листом. Почему-то сфотографировать без прибора со вспышкой даже в голову не пришло. Ничего, еще сфоткаю.

Зато я сфоткал бетонку, из которой за каким-то лешим повыковыривали все бетонные блоки, так что она превратилась в обычную грунтовку с лужами:

А также вырубку со звездами:

У Stellarium’а действительно есть проблема с точностью определения сторон света, хотя компас телефона работает нормально. Есть подозрение, что самая яркая звезда – не что иное, как планета Марс, но я точно не уверен. В прибор видно одно, невооруженным глазом другое, а на телефоне – третье.

Дальше я прошел по бывшей бетонке на север, почти до той дороги, по которой возвращался из Чижей. Немного не доходя до нее, в лес сворачивала еще одна просека. Я решил пройти по ней – что толку ходить одной и той же дорогой. На просеке не было луж, но пришлось лезть через пару завалов. Потом она слилась с вышеупомянутой дорогой, и конец пути я прошел по знакомым местам.

Между прочим, нашел с ПНВ несколько приличных грибов – пару моховиков, подосиновик и здоровенный белый. Последний жрали сразу четыре отвратительных слизня – один большой и три совсем мелких. Прям семейка. Или, может, одного распид… (извиняюсь!) порвало в клочья, ошметки регенерировали в самостоятельных слизней – не знаю, как эта дрянь размножается.

Ночи стали заметно темнее. Прибор по-прежнему видит далеко, хотя показывает уже не так ярко, как в июне. Глазами видно нормально, но телефон в тени деревьев фоткать отказывается. Пожалуй, пора снимать амберы – они снижают четкость, а излишняя яркость глаза уже утомляет.

Вот еще фотки – звезды сквозь вершины мертвых сосен:

И туман на вырубке рядом с лагерем:

Гадские слизни добрались и до велика. Складывая плащ-палатку, я со всего маха вляпался рукой в мерзкую пакость. Не успев вытереть руку об листья, вляпался во второго. Я несколько раз как следует встряхнул плащ-палатку, но эти твари крепко к ней прилипают. В полной уверенности, что больше слизней не осталось, я стал складывать ее заново и вляпался в третьего.

Но это было еще не все. Поднимая велосипед с земли, я ухватил слизня прямо на грипсе! Выругавшись и схватив велик другой рукой под седло и вляпался еще в одного! До чего же омерзительные твари!