Наконец-то вышел в большой лес. Кабаны!

Гори оно все синим пламенем! Крыша подождет, дрова чай не разбегутся, диван даже за деньги с участка не утащат!

Вчера съездил на велике в город Электросталь. Решил проверить, смогу ли добраться до пункта СДЭК, если жена уедет на машине.

Да, смогу. Но очень неприятно ехать по бетонке. Бетонку-то отремонтировали, а обочины – из асфальтовой крошки. Поток очень большой, в основном фуры. Когда едешь по краю дороги, а рядом проносится фура под стольник, потоком воздуха ощутимо колбасит. Лучше при приближении съехать от греха на обочину, но на ней трясет и отбивает задницу. Ну и на мост долго карабкаться. А так – меньше, чем за полтора часа можно успеть.

Ну, а сегодня решил пойти в лес. На весь день и до рассвета. Ночью здорово лило, но утром перестало. К моменту моего выхода (около пяти вечера) вроде даже впиталось.

Особых иллюзий, впрочем, я на этот счет не питал. Тем более, до этого долго лило еще похлеще. Так что решил испытать сапоги – берцы я бы уделал на первом километре.

Поехал, понятно, на Мериде – у Стелса шанса не было от слова совсем. Хоть я и побаивался оставлять в лесу новый велик. Побаивался, хы-хы! Как будто его кто-то сможет там найти!

В лесу оказалось даже мокрее, чем я ожидал. Не, с листьев-то все стекло, а вот под ногами было сплошное болото. Слякоть, лужи – весь лес превратился в одну непрерывную лужу с редкими участками относительно сухой земли.

А я еще мечтал доехать на велике чуть ли не прямо до камеры! Несколько раз чуть конкретно не навернувшись в грязи, я понял, что до этого еще очень и очень далеко. Кроме того, из-за столь обильных дождей, трава разрослась просто до небывалой высоты. Тропы еле угадывались, а некоторые исчезли совсем. Трава скрывала ямы, лужи, палки и другой мусор – даже при солнечном свете ехать на велике было опасно.

Так что я не стал особо зарываться и перешел в пехоту. Если при дневном свете я еле еду, постоянно дрифтуя и теряя равновесие, то как буду выбираться ночью, пусть и с отличным новым ПНВ?

Я спрятал велик (с):

Между прочим, насчет беспокойства за велик. Решил найти упавшую елку, чтобы положить на плащ-палатку. Отошел метров на десять и… потерял велик! А вместе с ним и рюкзак со всем моим добром, к которому был прицеплен навигатор!

Хорошо, я запомнил ориентиры, когда сворачивал в лес с просеки. И по следам в траве таки вышел к рюкзаку. Но с четверть часа на это убил. В ясный солнечный день, метрах в пятнадцати от дороги!

Ладно, завалив велик хвоей (непонятно зачем), двинулся дальше пешком. С первых же шагов стало ясно, что с сапогами я решил верно – иначе ноги были бы уже мокрые. В общем, в сапогах со спец носками вполне удобно. Только всякая дрянь за голенища сыплется, и наружный носок периодически съезжает – надо поправлять.

Сапоги у меня старые, отцовские, на размер-полтора больше, чем надо бы. Невысокие, примерно как берцы. Подошва с протектором, не скользит. Надо бы изучить вопрос и, возможно, купить что-нибудь поинтереснее. С обязательной манжетой по верху голенища, чтобы мусор не собирать.

По просеке недавно проезжал трактор и расчистил весь наросший молодняк:

Я было обрадовался – сейчас быстро доскачу. Но местами попадались настолько обширные разливы, что приходилось их обходить лесом, довольно далеко.

Без палки идти было тяжело. Я надеялся, что мою палку, которую я оставил в прошлом году у высоковольтки, никто не утащил. Вот она, моя палочка. Стоит, где и оставил в октябре:

Сама высоковольтка заросла травой и молодняком местами выше моего роста. В прошлом году там не было ни травинки, настолько все перепахали. А теперь, похоже, заново пахать надо:

А дальше началось сущее мучение, даже с палкой. Все, что я видел до этого, оказалось лишь цветочками. По просеке снова проезжала тяжелая техника, и просека местами превратилась в реку:

Там, где раньше был ручей с жердочками, теперь месиво из обломков. Наверное, накидали сучьев, чтобы ямы выровнять, но человеку идти стало сложнее:

Чуть дальше стало понятно, куда эта техника ездила. Возможно, штабели из бревен, что я видел у деревни, притащили отсюда. Новая вырубка:

На поваленном желтом плакатике так и написано – санитарная вырубка. Ну, там действительно были конкретные завалы. Короед постарался. Хочу надеяться, что вырубка пойдет на пользу.

Я же свернул в другую сторону к своей фотоловушечке. В прошлом году там была грунтовка. По ней давно не ездили, но она, тем не менее, хорошо различалась. А теперь заросла напрочь!

Под травой колеи, понятно, сохранились. Если случайно ступить, можно зачерпнуть сапогом воды. Проще было идти напрямик, по ориентирам, от дерева к дереву. Меньше сюрпризов под ногами.

Трава местами доставала до лица. Я боялся, что моя полянка будет примерно в таком же состоянии, и о возможном появлении кабанов можно будет судить лишь по колыханию травы.

Мне повезло. Трава, конечно, выросла высокая. Особенно в сравнении с начисто перепаханной рылами землей в прошлом году. Но кабанам разве что ноги сможет закрыть. Хотя камера показывает конкретные заросли:

Никаких гнезд я не обнаружил – ни на ловушке, ни поблизости. Все выглядело, как в октябре, только листья у веток распустились. Камеру я сфоткать забыл, но вот она меня исправно отщелкала и даже на видео записала:

Год велопокатушек дал зримый результат – пузо исчезло:) Не, оно, конечно, есть, но под верхней одеждой уже незаметно. Жалко, что пришлось прервать поездки из-за карантина.

С прошлого посещения фотоловушка записала 513 фотографий и видеороликов. Даже не знаю, когда все разгребу. Большинство кадров фигня и ложные срабатывания, но есть и настоящие шедевры. Например, я теперь точно знаю, что делает Вежливый Лось, когда говорит «Доп-прый вечер»! Птицы, кстати, пытались клевать ловушку – хорошо, ничего не поломали.

Сегодня притащил новый USB шнурок – все 513 файлов перелились на телефон за один присест. Ни единого разрыва! Значит, дело было в плохом кабеле.

Икеевские аккумуляторы LADDA 2450 все еще показывают полный заряд. Это с октября-то, после зимы. Не стал их заменять, посмотрю, насколько хватит. Не успел уйти с поляны, камера прислала мне вдогон еще портрет:

Я вернулся к новой вырубке, решил посмотреть, насколько она большая. Печальное зрелище, но там был такой непролазный бурелом, что вырубка, пожалуй, нужная:

Дойдя до ее конца я оказался на своей обычной дороге на Сторожку – заброшенном Бронницком тракте. Теперь стало понятно, зачем на нем натыкали столько разметочных столбов – обозначали границы вырубки. Сначала я хотел дойти до Сторожки по просеке бывшей высоковольтки, но выйдя на тракт, пошел по нему.

Дорогу сильно завалило. Любопытно, что практически все упавшие деревья были помечены розовой краской. Но самый тяжелый удар ждал меня дальше – сломался личный дуб Ивана Грозного:

По фотографии трудно представить масштабы катастрофы, скажу лишь, что он сломал, падая, несколько толстых деревьев по соседству. Попробовал сфоткать с другой стороны издали, но в зелени ничего не понятно, не видно даже второй, уцелевшей ветви:

Давно было ясно, что дубу осталось жить не особо много, но все равно жалко. Сколько он повидал на своем веку? Один лишь список царей, генсеков и президентов, которых он пережил, наверное, не влезет на страницу…

Жалко, жалко – отличный был дуб! Вряд ли оставшаяся ветвь простоит долго.

А вот дойдя до Сторожки, увидел у недавней вырубки обнадеживающий плакатик:

Собственно, плакат лежал на земле, я еще издали подумал – и сюда мусор возить стали, твари. Нет, просто воткнули кое-как – он и рухнул от первого порыва ветра. Одна стойка сломалась, поперечина отвалилась, а из другой стойки с мясом вырвало саморезы.

Я его кое-как водрузил на место, привязал, что мог гибкими прутиками, но это тоже ненадолго:

Топая по вырубке, пытался высмотреть эти самые насаждения, но кроме травы и молодняка, который и так был, ничего не заметил. Очень надеюсь, что все же что-то посадили. Кроме плакатика.

По просеке бывшей высоковольтки пошел дальше на север. Ее тоже подзавалило, но не особо сильно. Уже протоптали обходы вокруг завалов.

Обходя по тропке очередное упавшее дерево, увидел шикарный трутовик:

Говорят, если его нарезать тонкими ломтями и высушить, получится неплохое средство от комаров. Старый егерский способ. Кусок гриба зажимают согнутым прутиком и поджигают, пока он не начнет тлеть и дымить. Комары очень не любят этого дыма.

Я в прошлом году пробовал так делать – действительно помогает. Но в августе комары исчезли, и я прекратил эксперименты.

Я прошел на север еще несколько километров, пока не увидел уцелевшую опору старой ЛЭП. С тех пор, как я обнаружил ее позапрошлым летом, она превратилась для меня в своеобразный памятник отцу. Слишком часто в детстве мы использовали высоковольтку в качестве ориентира, и при виде этой опоры, одной из немногих уцелевших от сборщиков металла, я всегда вспоминаю отца.

Вот и сегодня, подошел, постоял, побеседовал с ним…

Обратно двинулся уже совсем в густых сумерках. Километра через два находился широкий перекресток просек. Там даже есть оборудованное местечко для привала – пара бревен, кострище. Я с удовольствием присел на бревно и вытянул ноги, хотя еще ни капли не устал – самое трудное было впереди.

Съел свои бутерброды, вытряхнул мусор из сапог, подтянул съехавшие носки и сменил панаму с антимоскитной сеткой на найткеп с ПНВ. После десяти вечера количество комаров в лесу резко снижается, и если не стоишь на месте, можно обходиться без сетки. Но это если двигаешься. Стоит остановиться, налетают и жрут живьем.

Настало время проверки прибора в настоящих условиях. Я уже показывал разницу со своим старичком Дедалом, так что повторяться не буду. Видно хорошо, видно четко, дальность видимости такая, что ее предел просто недосягаем – даже на ровной широкой просеке где-то вдали попадется какой-нибудь изгиб или завал, который перекроет обзор. И все это в пассивном режиме!

Пока же меня больше интересовала видимость под ногами. Конечно, в зарослях травы по шею воду не разглядишь. Но ее и при солнечном свете не особо разглядишь. Там же, где трава хотя бы по колено, все отлично видно. Видно воду, видно грязь и слякоть. Монохромная картинка даже не смотрится такой уж монохромной. Наверное, это из-за стереоскопического зрения.

И еще оптика на порядок круче дедаловской. С Дедалом была вечная тема – если ты в контактных линзах, изображение кажется увеличенным. Если повесил поверх очков или голыми глазами смотришь – лучше, но все равно нет ощущения дистанции. Вытягиваешь вперед руку ухватиться за дерево – у руки какие-то непонятные размеры, да и до дерева дальше, чем кажется.

С Валдаями этого нет. Я и в линзах ходил, и в очках. Последние разы смотрю в окуляры невооруженными глазами, а очки, как у старого хрыча болтаются на груди на спец шнурке. В любом случае – с линзами ли, в очках или без – рука в окулярах имеет те же размеры, как и при откинутом вверх приборе. И дистанция оценивается точно.

Про фокус я тоже рассказывал. Объектив Дедала надо прокручивать на пару-тройку оборотов, чтобы перенести фокус от минимального расстояния до максимума. Постоянно приходилось его крутить – дальняя дистанция, средняя дистанция, под ногами посмотреть. У Валдаев же объективы достаточно повернуть на десять-пятнадцать градусов, чтобы изменить фокусировку от носков сапог до звезд на небе. Если совсем перед носом что рассмотреть – половина – три четверти оборота.

И нет такой сильной разницы в дистанциях фокусировки. Даже при дальнем фокусе ближние объекты различаются вполне удовлетворительно. Я обычно настраиваю фокус на самый дальний видимый объект, и так и хожу. Подкручиваю только в особых случаях – надпись прочитать или через какое особо поганое препятствие перебраться.

Ну, вооот… Так ни разу и не споткнувшись, я добрался до вырубки. На которой, если вы помните, меня год назад нагло обхрюкали кабаны. И что же? Хрюндели снова торчали на вырубке в полном составе!

Я сперва даже глазам не поверил! Но они хрюкали, повизгивали, перемещались – я видел их совершенно отчетливо. Как минимум шесть свиней. Мне показалось, что я слышал совсем тоненькие голоса – возможно, там была кабаниха с поросятками.

Впервые в жизни я наблюдал кабанов воочию. Я постоял, посмотрел немного. Стоило остановиться, как меня начали жрать комары. Сообразив, что я вышел на вырубку совсем тихо и без огонька подсветки, я решил обозначить свое присутствие. Мало ли чо. Я похлопал в ладоши, покашлял, раскрыл мультитул и пощелкал пассатижами. Щелканье пассатижами – это самый страшный звук! Заставляет любого хряка задуматься о перспективе превращения в борова!

Но этим было все пофиг! Я включил фонарик телефона (очень яркий) и посветил им во всех направлениях. Кабаны продолжали невозмутимо кормиться. Даже хвостом никто не взмахнул! У них были какие-то свои разборки – иногда большой кабан напрыгивал и толкал мелюзгу, но меня они тупо игнорировали.

Что оставалось делать? Я отцепил прибор и стал фоткать. Фотки получились не очень – на фоне старых пней кабаны смотрелись такими же черными силуэтами:

Тогда я попробовал снять видео. Можно разобрать повизгивание и хрюканье, ну и я пару раз сдувал с рук комаров. В кадр попало три или четыре свиньи – пока я фоткал, они залезли в самые заросли. Но на самом деле их там больше. Меня хватило лишь на двадцать секунд – больше не смог вытерпеть. Наверное, за время съемки меня укусило не менее тридцати комаров.

Какой-то неправильный у нас лес все же. Комары не реагируют на Thermacell, кабан жирует совершенно непуганый! Я почти уверен, что если бы не съел свои бутерброды, мог бы – кысь-кысь-кысь – позвать кабанов и покормить их с руки! А они бы довольно хрюкали и терлись боками о мои ноги!

Тут недавно в Новороссийске был же случай – кабан вышел к людям, сожрал все предложенные яблоки с рынка, но напрочь отказался есть овощи из магазина. Не хамил, вел себя дружелюбно.

Пока я проходил вырубку, кабаны так и продолжали кормиться. Совсем близко не подходили, но метрах в пятнадцати-двадцати шуровали без стеснения. Ничего не понимаю.

Ладно, надо было возвращаться. По заваленному тракту идти не хотелось, кроме того было интересно, что творится дальше на просеке. А творилось там следующее – просека превратилась местами в реку, местами в болото.

Когда я прошел по ней метров на двести, лавируя между лужами, выбираться назад было уже поздно. Ну, и местность вроде как шла на повышение – я надеялся, что дальше будет легче.

Увы, лучше не стало. Стало вообще за гранью – на дороге одна сплошная лужа, по обочинам высокая трава в воде, а за обочинами канавы, заполненные водой до самого верха. Вот фотка относительно проходимого участка, но она почему-то вышла совсем неинформативной:

Кажется, что это обычная, раскатанная грузовиками грунтовка. На самом деле, я стою на краю огромной лужи (справа) в зарослях затопленной травы, примерно по щиколотку в воде.

Самое обидное, что палку свою я оставил у новой вырубки – оттуда просека казалась вполне проходимой. А новую подобрать не получалось – из-за широченных канав я не мог допрыгнуть до деревьев.

Так и пришлось пробираться по краю, сквозь кусты и траву, на ощупь выбирая наиболее мелкие места. Я, если честно, не хотел в этот раз подвергать ПНВ серьезным испытаниям. Пока нет нормального моста и он висит немногим лучше, чем на изоленте, я боялся продираться головой сквозь заросли.

Но пришлось. Колхозное крепление, слава богу, выдержало, хотя дешевый катодовский мостик периодически приходилось подкручивать – разбалтывался от ходьбы. Да еще за очками надо было следить, чтобы не оторвались от шнурка. И вот тут я в полной мере ощутил преимущества последнего поколения ПНВ, когда листья или трава постоянно маячили перед объективами. Дедал слепил бы меня подсветкой, показывая лишь пересвеченный первый слой зелени. А с Валдаями я все видел в пассивном режиме, насколько хватало обзора.

Эти несколько километров до вырубки я преодолел с большим трудом буквально черепашьим шагом. Пару раз даже зачерпнул воды сапогом. Немного, но неприятно. Хотя ноги и так уже были мокрые – на траве выступила роса (или, может, от дождя чего недосохло), и вода стекала по штанам в голенища. Спец носки исправно вытягивали влагу, так что в сапогах не хлюпало, но ноги все равно были влажными.

Кстати, стоит отойти хотя бы на десять километров от населенных мест, и небо сразу становится как в Планетарии. Сейчас ночи светлые, фотки выходят не особо контрастные. При наличии ручной регулировки яркости на приборе, я добился бы нормальной картинки. А так она немного пересвеченная:

Ничего, в июле-августе можно будет шикарно поснимать звезды.

Метров за двести до вырубки дорога почему-то стала совершенно сухой. Я подобрал свою палку и пошел преодолевать последние разливы.

С поиском велика проблем не возникло. В новый прибор я увидел его сразу – плащ-палатка отличалась от окружающего фона примерно так же, как и на дневной фотке.

Отряхнув велик от веток и мусора, по привычке попробовал сразу поехать. Видно было хорошо, но как только под травой началась слякоть, я несколько раз шлепнулся. Несильно – велик заносит, подставляешь ногу, скользишь и оседаешь на землю – но неприяно, так как валишься в мокрую грязь. Надо все же подождать, когда немного подсохнет.

Докатив велосипед до широкой тропы, я доехал до лесничества, включил фары и вернулся домой немного в объезд привычной дороги по шоссе.

Достав телефон, чтобы открыть ворота, обнаружил новое письмо от фотоловушки:

Кажется, это кабанья голова с характерным ухом. Надо будет притащить им пожрать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *