Заходя каждый раз в лес через карьер с конефермой, постоянно задавал себе вопрос – зачем я туда тащусь. Меня все больше тянет не столько на север, сколько на северо-восток и даже еще восточнее. Чем восточнее я забираюсь, тем больший крюк выходит, если идти через карьер.
Да, я разведал отличную заброшенную тропу, но преодоление участка с завалами отнимает силы и время. Вот и получается – пока скачешь по бурелому, обходишь карьер, описываешь хорошую дугу по вырубке – теряешь массу времени.
Прогулка остается прогулкой, лишние километры идут мне только на пользу. Но все-таки, мне интересно и новые места посмотреть. А свои километры я и там нагуляю – лес, слава богу, огромный, ходить – не переходить.
Ну, и как уже не раз бывало, в 47 лет я сделал великое краеведческое открытие! О котором еще лет с шести знал, если бы только задумался. Отличная тропа, оказывается, есть и с другой стороны наших участков – там, где течет речка!
Я почему-то вбил себе в голову, что соседнее СНТ примыкает к нам вплотную, и тропа эта идет по их территории. А ведь ходил по ней, пусть и редко. Но мог бы и без этого сообразить, что прямо по извилистому берегу никто забор ставить не будет – значит, там должен быть достаточный промежуток.
Более того, продолжением этой тропы мы постоянно пользовались. Просто либо обходили участки с севера, либо выходили напрямик через дальние калитки. И на продолжении именно этой тропы у меня в юности произошла драматическая встреча с ночными коровами! Но тропа в моих мыслях почему-то заканчивалась мостиком через речку, по которому мы на нее и попадали. А дальше – все, даром, что это кратчайший путь к железной дороге!
Конечно, тропа там была. Причем широкая, натоптанная, местами выложенная бетонными плитами. Широкая настолько, что периодически по ней проезжали на квадроциклах. Наверное, и на машине можно ухитриться осторожно проехать.
Тропа (вернее, полноценная грунтовка после мостика) сначала шла берегом речки, потом забирала чуть правее, бежала через поле, проходила мимо кладбища, куда я в детстве бегал есть клубнику, и пересекала деревню через исторический центр. Далее она направлялась на север, заворачивала после высоковольтки на восток и превращалась (или вливалась) в нашу привычную дорогу на Горелый Лес.
Вот в те края меня и влекло все сильнее и сильнее. Во-первых, потому что мой «детский лес» почти полностью вырубили, и я не мог ничего узнать среди пней. А, во-вторых, местность на север от карьера и на северо-запад до самой бетонки не представляла особого интереса. Там было много полузатопленных участков, а что посуше представляло собой давно нечищеный лес с очагами сплошного поражения короедом.
На востоке же, как я надеялся, уцелело немало ориентиров, сохранилась хоть какая-то сеть знакомых дорог и просек, попав на которые, я смогу вспомнить давно забытые места. Ну, и дальше расширять географию своих путешествий.
Так что сегодня я нырнул на вновь открытую с детства тропу и двинулся в лес на северо-восток. Целью похода было найти пересечение просек, близ которого располагалось место под названием «Сторожка», выйти на просеку бывшей высоковольтки на три провода и пройти по ней до пересечения со следующей просекой.
Фоток в этот раз я не делал – продолжал играться с экшн камерой. Наснимал кучу бесполезного материала, может, пара интересных моментов в кадр попала. С другой стороны, видео дает определенный эффект присутствия. Камеру я вешаю на лоб, она показывает примерно то же, что видят глаза.
Если вы давно не были в лесу, вообще не имеете возможность выбираться на природу или интересуетесь нашим лесом, можете совершить со мной виртуальную прогулку. Я постарался вырезать из роликов все лишнее, подмонтировать их немного, чтобы нескучно было смотреть.
Итак. Пройдя по дороге вдоль речки, пересекаю поле до кладбища:
Деревня частично уже есть в моих прошлых заметках, например, здесь. Так что я не буду ее еще раз выкладывать. Там, кстати и кладбище есть, и поле, и тропа – только по дороге к дому.
Путь через поле – достаточно безлюдный. Редко-редко кого встретишь, в основном узбеков-строителей. Разве что деревню надо пересечь. Но ее пересекаешь поперек, там всего несколько домов. И только в одном из них лает собака. Но уже ночью и если идешь прямо у забора.
Миновав деревню и перейдя шоссе, через каких-то сто-двести метров оказываешься в лесу. В настоящем большом лесу. Правда, не так давно по пути вырыли глиняный карьер. Наш умирающий кирпичный завод реконструировали по последнему слову техники, и ему опять стало требоваться сырье. Дорогу карьер не затронул, но она оказалась вся в красной глине. Если не стоит жара, обязательно вывозишь в ней ботинки. Вот карьер:
Пройдя карьер, высоковольтку и насыпь узкоколейки (о последней я уже писал четвертого числа), я оказался на бывшем лугу. Тридцать лет назад это был широкий луг с отдельно стоящими деревьями. Сейчас же он напрочь зарос молодняком, и от былого простора ничего не осталось. Впрочем, сюда еще водят коров и даже ухитряются что-то выкашивать:
Следующие кадры сняты уже далеко в лесу, когда я вышел на кое-как расчищенную то ли просеку, то ли дорогу до «Сторожки»:
Через несколько километров попался вот такой старый-престарый дуб, весь покрытый свежими трутовиками. Трутовики еще мягкие, словно резиновые. Не удивлюсь, если их в таком возрасте можно есть. Странно только, что дуба этого я не помню. Вообще.
Почему-то я не сфоткал «Сторожку» по пути, а включил камеру лишь у конечного перекрестка просек:
В самом конце ролика в кадр попал интересный пруд. Круглой формы, с приподнятыми берегами, метров двадцати диаметром. Такое впечатление, что это старая воронка от авиабомбы. Надо бы разузнать, что тут происходило в годы войны.
Радовало то, что все дороги и просеки были в наличии. Местами заваленные, местами нечищенные, они хотя бы сохранились. Но все так изменилось, что я с трудом узнавал местность. Где находится «Сторожка» я так и не сумел с уверенностью разобраться. Там когда-то давно стояла сторожка – сейчас лишь название осталось. Вроде узнал сначала, даже лесок с белыми вспомнил, а теперь уже не уверен:
В любом случае, «Сторожка» может быть лишь на отрезке от перекрестка просек (где я показал на видео) и до разлива у дуба. Может быть, со временем смогу определиться точнее.
Возвращаясь, сфоткал интересную лужу. Она вся заросла ряской и имеет ядовито-зеленый цвет. Единственная такая лужа на весь лес. Вот ее я вроде с самого детства помню:
Выхожу из леса к бывшей узкоколейке по бывшему лугу. В середине ролика можете посмотреть, как я отлично шлепнулся прямо на ровном месте:)
Что ж, увиденное сегодня меня крайне обрадовало. Вырубленный лес, конечно, не вернешь, но хотя бы несколько кусочков моего детства я таки обрел. Боюсь, правда, как бы и до него не добрались – слишком уж много короедных очагов.
Буду дальше продолжать свои экскурсии!