Катался на велике. Снова Троица-Чижи.

Давно не писал про велопокатушки. Думаете, забросил? Как бы не так!

Просто в Москве велик был самоцелью – а что там еще прикажете делать? Тут же он превратился в средство передвижения до различных заходов в лес. Либо для разведки новых заходов. Ну, и с женой/сыном катаемся, но с ними прогулки редко бывают больше десяти километров. С сыном регулярно катались, пока он руку не сломал.

Так что на велике я накрутил не меньше, чем в Москве за тот же период. Тем более, на велике колени почему-то практически не болят. Каких-то особых приключений и впечатлений не было, потому и не писал.

Вернее, было одно, когда еще в начале июля я разведал бетонку у полигона. Я решил проехать к ней по лесной дороге, но эту дорогу настолько расквасило, что километр, если не больше, пришлось тащить велик на себе. Я был в одной футболочке, и меня так зажрали комары, что ни о каких фотках я даже думать не мог. Стоило замедлить шаг, и они буквально облепляли – лезли под шлем, под очки. Я весь километр бежал со всех ног.

Но этого было мало. Когда я со свистом пролетел по отличной бетонке, надо было искать дорогу обратно. И снова пришлось бежать с матюгами по уже другой разбитой грунтовке, катя в руках велик и изворачиваясь, чтобы не шлепнуться в огромные лужи. На этот раз уже три километра.

Потом пошли обычные рутинные поездки, самым значительным событием которых была маскировка велосипеда в лесу. Вплоть до сегодняшнего дня. Сегодня я второй раз посетил Троица-Чижи. На велике. И даже засветло (ну, почти).

Прошлый раз в Чижи я пришел, если помните, ночью. Пешком через лес. Идти туда оказалось довольно муторно, хотя после доразведки дорог и просек можно обойтись без форсирования Дрезны. Но все равно придется прилично шлепать по грязи. И топать надо будет восемь километров, а не семь.

Слишком долго добираться. Час до лагеря, если не гнать, еще, как минимум, минут пятнадцать велик спрятать, а потом идти пешком часа два с половиной, если не все три – быстро там не пройдешь. Четыре часа только на подход – многовато. Надо же еще аномальщиков пугать и домой возвращаться!

Нужен какой-то другой путь. Но… его нет! Между моей дачей и Чижами лежит большой лесной массив. Оба шоссе обходят его с двух сторон. А напрямик – только разбитые лесные дороги, заросшие просеки, да старые бетонки, из которых давно повыковыривали бетонные блоки. Там не то, что не проедешь – пройти порой трудно.

Нормальная дорога подходит к Чижам со стороны Носовихи. Если же по Егорьевке ехать, надо пилить аж до Анциферово, если не до Куровского. И оттуда еще примерно столько же. Это даже на машине не быстро – шестьдесят километров по самому короткому маршруту. Я, конечно, могу проехать на велике и больше, но толку? Через Носовиху чуть ближе – сорок пять километров, тоже не ближний свет. Ну, и никакого удовольствия катить по шоссе, уворачиваясь от грузовиков и дыша выхлопами.

Однако, если ухитриться попасть на бетонку у полигона, до Чижей останется всего одиннадцать километров. Частично по бетонке, частично по местечковому шоссе, где мало машин. Эта бетонка и жива лишь благодаря полигону, являясь единственным к нему подъездом. Раньше там целая сеть таких дорог была, но со всех остальных давно убрали блоки.

Все упирается в то, как на эту бетонку попасть. Соваться на дорогу, на которой я завяз в июле, совершенно не хотелось – я тогда велик по ступицы в грязи уделал. Был еще путь, немного в объезд. Вернее, довольно много в объезд. Но по количеству треков, похоже, очень даже проходимый. По этому пути можно было попасть на угол бетонки, где она заворачивает в сторону шоссе. То есть уже километров за восемь до Чижей, так что крюк частично компенсировался.

Сам объезд мне не нравился. По карте, визуально. Если бы не треки, я бы туда никогда и не подумал соваться. Несколько километров по высоковольтке, еще столько же по бывшей бетонке. Если бывшей, то с огроменными лужами. Но треки уверяли, что там много ездят.

Собственно, поехал я именно на разведку этого объезда. Разведать путь до бетонки и обратно, чтобы колени не нагружать. В Чижи я сегодня ехать не собирался. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды…

Я ехал и все думал – на кой хрен мне тащиться до этой высоковольтки, когда я еще не проверил одну дорожку через лес. По ней тоже шли уверенные треки, и проходила она примерно там же, где июльская дорога, но чуть дальше на восток. Поравнявшись с ней и увидев вполне приличную грунтовку, я решил проехать и посмотреть – вдруг окажется нормальной?

И она действительно оказалась отличной. Накатанный съезд завернул к какому-то СНТ, а дальше пошла не дорога, а тропа. Сухая, натоптанная, без завалов. Я обрадовался – если тут только тропа, то ее не раскатали машины, и, возможно, я с ветерком доеду до бетонки.

К сожалению, с ветерком получилось проехать лишь половину расстояния. Тропа выходила на перпендикулярную дорогу, тоже отличную, но ведущую к забору очередных дач. Продолжение тропы с другой стороны дороги было не таким веселым. Там ходили значительно меньше, появились упавшие деревья, потом еще и еще.

Но я заехал уже так далеко, что возвращаться смысла не было. Тропа по-прежнему была сухая, хотя постоянно приходилось останавливаться и перетаскивать велик через стволы. Она привела меня к концу июльской дороги – до бетонки оставалось еще метров двести. Но тут уже было терпимо – лужи с грязюкой, понятно, никуда не делись, однако я мог их обойти по протоптанным обходам. Где-то даже получалось ехать верхом.

Потом я попал на вожделенную бетонку и смог ехать нормально. Пришлось, конечно, несколько раз слезать – на вырубке и перед самым полигоном, где блоки отсутствовали. После беседки и съезда к КПП дорога стала, как новая. Едешь словно на треке, только на стыках седло бъет по заднице.

Подъезжая к перекрестку, на котором я повернул налево, обходя полигон, увидел обширную вырубку:

Значит, тот костерок на повороте был устроен лесорубами – они тогда только начинали. Да, активно за лес принялись – куда ни сунусь, сплошные вырубки. Хорошо, хоть потом вроде засаживают. Как минимум одну посадку видел своими глазами.

Доехав до поворота и посмотрев на часы, я подумал, что могу успеть к Чижам засветло. Вернее, до темноты. Скептически оглядев дорогу, которую я собирался разведать – на всю видимую длину просматривались огромные лужи – я повернул в сторону Чижей. Ехать оставалось всего ничего по отличному шоссе, и мне не хотелось упускать представившийся шанс.

А дорогу я решил оставить на потом – вернуться по ней в темноте. Все равно по-другому не выйдет – не через лес же опять велик на себе тащить. Тогда, в июле, я проехал по ней с километр, прежде чем свернуть в очередную грязюку. Несмотря на лужи, проехал этот километр, ни разу не слезая – всегда получалось объехать. Подумал, дальше вряд ли будет сильно хуже, ну, может, придется пару раз слезть.

Проехав чуть больше километра по бетонке, я выехал, наконец, на асфальт. Наконец – потому что успел уже довольно основательно отбить задницу о стыки блоков. Дальше было совсем просто – три километра до перекрестка и еще два до деревни Часовня:

В деревне Часовня тоже есть своя достопримечательность… – часовня. Изначальная часовня была построена крестьянином Т. П. Хреновым в 1895 году и приписана к церкви в Чижах. Но сама деревня куда более древняя. Если она получила свое название от часовни, то в ней и до того была какая-то часовня.

Та часовня, которую построил крестьянин Хренов (вполне добротная, каменная) была разрушена в первой половине прошлого века. Подозреваю, годах в тридцатых. Сейчас в деревне новая часовня. Или, если совсем точно – «двухъярусный глухой кирпичный часовенный столб».

Что такое часовенный столб (да еще и глухой) я не имею ни малейшего понятия. И не знаю, чем он отличается от обычной часовни. В любом случае, на осмотр часовни времени не оставалось, так что в деревню сворачивать я не стал.

Зато в конце деревни (она выходила на дорогу крайними домами) увидел вот такой крест:

К основанию креста наклонилась женщина, она что-то делала с предметами, лежащими в срубе. Возможно, включала лампочку – я не заметил, горела ли она до того, как та подошла. Увидев, что я фотографирую крест, женщина спросила – знаю ли я, что там дальше реставрируется церковь XVI века?

Я ответил, что отлично знаю и, более того, именно туда и еду. Сказал, что уже приходил ночью с другой стороны, сейчас хочу разведать путь на велике. А то добираться уж больно мудрено. Очень удивилась, когда узнала, откуда я приехал. Жалко не было времени поговорить – до темноты оставались считанные минуты.

По другую сторону дороги висел указатель:

Я поехал дальше. Через лес вела вполне приличная дорога, мощенная то бетонными блоками, то гравием, то асфальтовой крошкой:

Последний поворот, и вот они Чижи:

Чуть ближе. Въездные деревянные ворота:

Заглянем в них. Справа кладбище, далее каменная церковь, посередине часовня, левее еще часовня и деревянная церковь на дальнем плане:

Чуть налево. Вдали можно рассмотреть трапезную:

Прямо. Чтобы все попало в кадр:

Ну, а теперь по отдельности. Восстановленная каменная церковь:

Я перерыл весь интернет в поисках точного названия каждого из строений, но то ли с этими названиями какая-то путаница, то ли я что-то не понимаю. Возможно, имеют место быть оба варианта.

Напишу, что удалось нарыть. Старая церковь называлась Троицкой церковью, церковью Святой Троицы, Свято-Троицкой церковью, церковью Троицы Живоначальной. Или церковью, освященной во имя Троицы Живоначальной. Не знаком с церковным языком, не знаю, как сказать правильно. Может быть, все названия верные, например – церковь Святой Троицы во имя Троицы Живоначальной. В любом случае, ясно, о чем идет речь.

А вот с новой деревянной церковью мне уже не все понятно. Вроде как ее заложили в честь Николая Архангельского – последнего настоятеля храма, которого расстреляли в тридцать седьмом и впоследствии причислили к лику святых новомучеников и исповедников. Но освятили церковь в честь Сергия Радонежского.

Как я понял, деревянную церковь решили построить, потому что ее можно было построить быстро и сразу начать богослужения, в то время как на восстановление каменной церкви требовалось куда больше времени. Ее вроде до сих пор не закончили.

И вот деревянную церковь в различных источниках именуют по-разному. Где-то церковью Сергия Радонежского, а где-то Свято-Троицкой церковью и церковью Троицы Живоначальной. Где-то даже встречал – «церковь Троицы Живоначальной (новая)».

Еще есть момент с часовней. Каменная церковь хоть и старая, но пришла на смену еще более древней, деревянной. На месте фундамента которой и построили часовню. Свято-Троицкую часовню. Или часовню Троицы Живоначальной. Которую освятили опять же в честь Сергия Радонежского. И теперь она обозначается то Свято-Троицкой, то Сергиевской часовней.

Я, чтобы не путаться, буду дальше говорить о них, как о каменной церкви, деревянной церкви и Сергиевской часовне.

Итак. Новая деревянная церковь:

Сергиевская часовня и Водосвятная часовня:

Сергиевская часовня:

Каменная церковь с другого ракурса:

Деревянная церковь:

Ворота, вид изнутри:

Внутри я никого не заметил, за исключением двух мужиков. Сторожей, как я понял. Спросил у них, работают ли храмы, когда можно подъехать, посмотреть, ребенку показать? Говорят, работают. В воскресенье утром, например, с восьми до одиннадцати. Это ж во сколько надо встать, чтобы к восьми приехать? Мне проще будет не ложиться.

Когда выходил, включили генератор, и зажглись лампы подсветки. Еще не стемнело, на фотках их плохо видно. Вот тут можно разглядеть освещение Сергиевской часовни в проеме ворот:

А вот так подсвечивается уже знакомый крест в деревне Часовня:

Ну, пора было и честь знать. Стемнело, я включил фары и поехал обратно. Думал, сейчас быстренько спущусь к железке, а дальше уже пустяки – только в одном месте по тропинке грязь объехать. Думал, да…

И, понятно, влип еще похлеще, чем в июле. Тот километр по бывшей бетонке я все же проехал. Вилял, петлял между лужами, но так ни разу и не слез. А вот потом… Потом лужи стали больше, и объехать их не получалось. Приходилось идти по самому краю, пригибаясь под нависающими ветками и везти велик на руках. По лужам, так как на обочине места для велика уже не оставалось.

Такие лужи попадались все чаще и чаще. В результате я уже не ехал, а шел пешком – какой смысл садиться на велик, чтобы через пять-десять метров опять слезать? Но это были еще цветочки. Дальше дорога с лужами повернула налево, и пришлось идти по просеке с настоящей грязюкой. Она была расчищена от завалов (хоть на том спасибо), но глубокие колеи от трактора настолько ее перепахали, что просека превратилась в месиво из грязи.

Для ботинок я еще ухитрялся выбирать относительно твердые места, а вот велику досталось хорошо, по самые ступицы колес. И так несколько километров без передыху. Когда и на чем на этой дороге ухитрились записать столько треков – решительно отказываюсь понимать. По такой грязи не всякий внедорожник проедет, не то что квадроцикл.

Потом стало чуть повыше, и грязь исчезла. Так что я даже проехал с километр. Но стоило выйти на высоковольтку, как пришлось снова слезать. Нет, там было сухо. Но по высоковольтке шла настолько неровная колея с резкими провалами и подъемами, что пару раз чуть конкретно не шлепнувшись, я почел за лучшее опять пойти пешком.

Ситуация изменилась лишь за полкилометра до СНТ, в конце которых мне предстояло свернуть на асфальт. Эти пять километров по грязи настолько меня вымотали, что я буквально валился с ног. Я был в ботинках, а не в сапогах, поэтому не мог шлепать напрямик. Приходилось тщательно выбирать место для каждого шага. А вместо палки в руках был велик, который постоянно приходилось выдирать из грязи.

Когда я, наконец, вышел на нормальную дорогу и поехал, от колес несколько минут в разные стороны веером разлетались ошметки засохшей грязи. Все трещало, скрипело, переключатели заедали. Но когда основную грязь из механизмов вытрясло, велик поехал, как только что смазанный. Вот что значит нормальный обвес и дисковые тормоза.

На асфальте сразу стало легче, и по сравнению с этой адской дорогой я не ехал, а отдыхал. Мышцы расслабились, всю усталость, как рукой сняло. Колени не болели совсем, хотя в грязи начали покалывать. Вот только задница устала от седла, и я все чаще привставал на педалях, давая ей отдохнуть. Так она у меня до конца и не адаптировалась после перерыва из-за карантина. Хотя зимой даже внимания не обращал.

Что ж, до Чижей я доехал за два с половиной часа. Включая перенос велика через завалы и грязь перед бетонкой. Надо сказать, неплохо. Ну, по сравнению с изначальным пешим маршрутом от лагеря. По расстоянию вышло двадцать семь с половиной километров. Тоже вполне терпимо. Найти бы более приятный путь до бетонки, и будет вообще отлично.

А вот обратно я возвращался на час с лишним дольше. И километров на пять дальше.

Всего накрутил почти шестьдесят километров:

На самом деле, где-то ближе к шестидесяти одному, так как сбросил трек, уже отъехав немного от дома.

Буду еще искать дорогу до бетонки, есть пока наметки. Вряд ли найду совсем приличную, но, возможно, с меньшим количеством луж и завалов.

Таким образом, я уже разведал две дороги к Чижам: