Сегодня снова гулял у себя. Накануне несколько раз думал над маршрутом – опять что ли в лагерь поехать? Или сходить обслужить фотоловушку?
В ней до сих пор стоят икеевские аккумуляторы, которые непрерывно работают еще с октября. Отличные акки! До сих пор камера показывает полный заряд 80-100%. Только один раз в отчете пришло 60-80% – несколько дней назад дул сильный ветер и было пару десятков ложных срабатываний.
Я уж подумал – все, начали разряжаться батарейки. Но на следующий день опять казало 80-100%. Тем не менее, на зиму лучше будет их подзарядить. Неизвестно какая придет зима – зарядят морозы, самые лучшие аккумуляторы стухнут. Так что я зарядил мои первые вартовские акки и решил заменить ими икеевские. А икеевские вставлю, когда последний раз в этом сезоне к камере пойду.
Еще следовало почистить карточку – с прошлого раза на ней накопилось больше четырехсот фоток и видео. Ну, и корма надо бы тоже накидать. На этот раз я затарился в Ашане всеми разновидностями собачьих и кошачьих кормов. Так, чтобы на весь лес благоухало.
К ловушке я теперь хожу другой дорогой, не через лесничество. В лесу ударными темпами расчищают дороги и просеки, открылся новый путь. Думаю, из-за вырубки. Хотя, как выяснилось позже, не только из-за нее.
Теперь я иду напрямик от деревни, примерно от того места, где встретился с Фицпатриковной. Возможно даже, прямо по ее следам – наверняка бежала по дороге, а не продиралась сквозь кусты и крапиву. От деревни я еще некоторое время еду на велике до леса, прячу его на въезде и дальше топаю пешком. Так выходит гораздо ближе – на два километра меньше на велосипеде и на полкилометра ногами.
На поляне я был в начале седьмого, еще засветло. К сожалению, камера почему-то уже переключилась в ночной режим, да еще сфоткала меня довольно смазано:
Я провозился до семи, больше всего времени ушло на скачивание фоток на телефон. Надо будет вторую флешку купить – слишком уж долго ждать. На смену батареек, чистку оптики, закапывание собачьего корма и разбрасывание кошачьего ушло от силы минут десять. Проверил работу камеры – сразу пришло письмо, но с еще более несфокусированной фоткой:
Закончил я в семь. У меня оставался примерно час до глубоких сумерек, когда самому придется переходить в ночной режим. Я хотел проверить одну просеку неподалеку. Когда я здесь был в последний раз, я пошел на восток по краю болота, в которое впадает речка. Прежде чем залезть в траву с многочисленными кабаньими лежками, я примерно посередине болота увидел просеку, уходящую на север. Мне показалось, что она расчищена.
По этой просеке я хотел попробовать выйти примерно к тому месту, где вешал камеру в первый раз. Дальше – по ситуации и настроению. Дальше места десять раз пройденные, никаких проблем быть не должно. А вот просека могла оказаться непроходимой.
Я поспешил в сторону болота. Уже смеркалось, порой я с трудом высматривал заросшую тропу. Дошел до болота, прошел еще с полкилометра и, когда решил, что окончательно потерял тропу, увидел, наконец, просеку.
Просека действительно оказалось чистой, с хорошо заметной колеей. Облегченно вздохнув (мне совсем не хотелось выискивать обратную дорогу в этих зарослях), я повернул на север.
Но не успел я пройти и двухсот метров, как мне навстречу из темноты вышел человек. С ружьем. За спиной, понятно. Серьезный такой человек.
Я поздоровался – «Добрый вечер!», говорю. Он ответил. И все как-то меня разглядывает, осматривает. Дальше начался обычный диалог:
– А что вы в лесу делаете?
– Гуляю!
– ???
Люди никак не могут понять – как это можно просто гулять в лесу по темноте. Я подумал, что наткнулся на охотника, который собирался пошуровать в болоте. Место действительно козырное – где посуше, можно кучу гильз насобирать. Я даже хотел там фотоловушку повесить, но связь не добивала, а мне интересно, чтобы фотки на телефон приходили. Я угадал лишь отчасти – это был не простой охотник, а егерь.
Сначала он оглядывал меня с опаской – близко не подходил, пытался высмотреть, не висит ли у меня что за спиной. Задавал вопросы – кто, откуда, зачем, почему и т.п. Когда я спросил, с какой целью он так заинтересовался моей персоной, представился егерем. Показал служебное удостоверение. Ну, я, не желая его больше нервировать, дал ему паспорт. Всегда в рюкзаке ношу – мало ли.
Разговорились. Сперва он прочитал мне хорошую нотацию. Мол, охота открыта, по ночам в лесу шастать – только на пулю нарываться. Мол, [censored] мажоры напокупали себе тепловизоров, и стреляют без разбора на каждое движение. Сказал, уже так троих в Подмосковье привалили за этот сезон.
В общем-то дело говорил. И без наездов, по-доброму так.
– Знаете, как вы в тепловизоре выглядите?
Я ответил, что отлично знаю, сам могу ему многое про тепловизоры рассказать. Он насторожился:
– Откуда знаете? Вы охотник?
– Нет, я в зверей не стреляю, разве что фоткаю. Просто увлекаюсь.
Поговорили еще немного. Рассказал, что браконьеров полно. Только, говорит, кабанов в лес запущу, начинают стрелять. Из деревни кто-то, от новых домов, еще… Я эту просеку расчистил, скоро до конца дочищу – смогу быстро перехватить, если услышу. Хочу запустить пятнистого оленя – пусть только попробует кто…
Сказал ему, что косулю видел. За косулю, говорит, вообще яйца оторву. Спросил про кабанов, мол, неправильные они какие-то. Игнорируют меня напрочь. Я иду, щелкаю карабинчиком, а они стоят и спокойно жрут.
– Это первогодки, только запустил. Через год совсем другими станут.
Дал мне поглядеть в тепловизор. Позвал то ли напарника, то ли клиента (не знаю, спросить как-то постеснялся), попросил его отойти по просеке, так, чтобы его частично трава скрывала.
– Сами посмотрите, вот увидят вас так…
– Что за тепловизор? – спрашиваю.
– Пульсар.
Я немного бестактно ляпнул – типа не самый лучший прибор. Вернее, хотел сказать, что чем лучше тепловизор, тем сложнее ошибиться, но, боюсь, прозвучало это так, как будто я обфыркал его Пульсар.
Поглядел в тепловизор. Pulsar Quantum, а какой именно – XD, XQ или Lite – в темноте не разобрал. По картинке навскидку не скажешь – не настолько я их хорошо знаю, плюс, картинка может здорово меняться от прошивки и настроек. Не самый топ, но вполне приличный прибор, хотя и немного устаревший.
Я понял, что он хотел мне сказать – издали, над травой выделяется только голова. Если не утруждать себя идентификацией цели, как этого требует закон, можно и бабахнуть сдуру. И никакой супер-пупер тепловизор не поможет, если его владелец идиот. Шарахнет с более дальней дистанции или вообще сквозь траву – как только движение увидит.
Я сказал, что ночами стараюсь ходить лишь по дорогам и в полный рост, так как были уже контакты с охотниками, но он только рукой махнул.
– Сами же все видели. Нормальный охотник стрелять не будет, а эти [censored]…
Поговорили об охотниках, рассказал ему, что по мне уже стреляли. Напарник спросил:
– Стреляли? В вас? Из боевого оружия?
– В мою сторону, дробью. Днем, кстати. Я холостым из пистолета вверх шарахнул, он испугался и ушел.
Мы стояли на месте, начинало темнеть. Я спросил:
– Вам случайно не туда? – я показал на север – Может, вместе прогуляемся?
– Да не, у нас тут квадроцикл. И надо делом заниматься.
– Если переживаете за меня, я сейчас пойду на север до просеки, сверну налево и мимо новой вырубки пойду назад, к деревне.
– Ну, а мы сначала здесь будем, а потом поедем на вырубку, туда, к карьеру.
Как-то скомкано попрощались, я пошел дальше. Шел и все переживал, что ляпнул про тепловизор. Хороший мужик, вдруг обиделся? Потом остановился и хлопнул себя по лбу – надо было познакомиться, обменяться телефонами. Я любой информации по нашему лесу рад, пытаюсь на местных охотников выйти, а тут целый егерь! И мне тоже есть, что ему рассказать.
Что делать? Вернуться? Как-то неудобно. Я и так на них из болота вышел – как знать, может кабана ждали, прицелились, а это человек. Может, и лекцию он мне такую прочел, что я им охоту обломал. Как я еще могу его найти? В местном лесничестве спросить? Но они могут не пересекаться – охотхозяйство-то в Раменском.
В удостоверение его я чисто номинально глянул – все равно ничего не разобрал бы в линзах. Как зовут – не спросил. Внешне примерно могу описать. Квадроцикл, тепловизор. Ружье интересное – я таких не видел. Дома уже полазил по интернету, нашел карабины с похожей мушкой – Mauser M03 308Win и Zoli AZ1900 Bavarian 300. Хотя это ни о чем не говорит – может он похожую мушку на другой ствол поставил.
Я даже не рассмотрел – болтовка это или полуавтомат. Ночной прицел только запомнил. И то фрагментарно – то ли ночной монокуляр за дневной оптикой, то ли самостоятельный ночной прицел. Точно помню лишь длинный ствол с необычной мушкой и модератор на конце. Для глушителя коротковат – сантиметров двенадцать, хотя толстый, сантиметров семи-восьми в диаметре.
Прицепил ПНВ, свернул по просеке на запад. Через триста метров заметил в приборе отблеск. Оглядываюсь – сзади фары. Примерно там, где я вышел. То ли проехали и свернули на дорогу чуть дальше, то ли посмотрели, куда я делся. Мотор еле слышно, направление звука не определить. Я развернулся и поспешил назад. Но когда дошел до перекрестка, никого не увидел.
Я свистнул, позвал. Включил фонарик телефона, помахал над головой. Подождал. Никакой реакции. Ну, что делать? Пошел дальше по маршруту. Через несколько минут услышал приглушенный выстрел. Потом еще один. Примерно с того направления, где мы встретились.
В прошлом году я слышал очень похожие выстрелы. Возможно, именно их и слышал. Думал, двенадцатый калибр с модератором, а это, оказывается, нарезняк. Низкий такой звук и без раската. Не долбит на весь лес. Если чуть подальше или, к примеру, самолет низко летит, можно и не услышать.
Смутил он меня со своими тепломажорами. С охотниками я, понятно, иногда сталкиваюсь, но очень редко и обычно днем. Пока никто даже заговорить не пытался – обычно окидывают взглядом и быстро уходят. Не знаю, может принимают за егеря или лесничего какого и не хотят нарываться.
Выстрелы периодически слышу. Пару раз приходилось стрелять в воздух, чтобы обозначить себя – совсем близко стреляли. Раз даже дробь где-то высоко над головой по листьям стегнула. Но это опять же днем было, при солнечном свете.
Про уродов с теплоприцелами, которые стреляют на каждый блик, я как-то и не думал. На ганзе таких историй вообще-то хватает. Не так давно видел даже запись с тепловизора, владелец которого подстрелил мотоциклиста. Там, правда, какая-то совсем мутная тема была. Стрелял в сторону домов, скутер с людьми отлично различался. Думаю, там либо умышленный криминал, либо настолько глубокая синька, что удивительно, как он не то, что попасть, а просто выстрелить смог.
Обычно народ путается не в совсем стандартных ситуациях. Например, выцеливал охотник кабана на краю поля, что-то в последний момент насторожило – стрелять не стал. Смотрит – кабан разгибается и превращается в бабку. Которая ночью пошла какую-то колхозную брюкву тырить. Тут понятно – мужик несколько дней за кабанами наблюдал, знал, что они там будут и готовился увидеть кабана. Бабка приперлась именно в то место и, будучи на карачках, не сильно отличалась силуэтом. Вполне можно ошибиться. И то – вовремя разобрался и не шарахнул.
Но чтобы стрелять на малейшее движение? Не понимаю. Это ж срок с пола поднять. Возможно, егерь и преувеличивал (больно нужны ему в лесу лунатики вроде меня), но таких охотничков обязательно надо иметь в виду. И, пожалуй, имеет смысл повесить на шлем маячок – чтобы он как следует мигал в окуляре тепловизора и ПНВ. Не думаю, что кто-то сможет принять за зверя голову, когда она будет сверкать, как у эцилопа из Кин-дза-дза. Если в этом сезоне не пристрелят, к следующему обязательно сделаю.
Пару лет назад я читал о системе РЭБ, которую использует кажется армия Швеции. Электронная система обмана тепловизоров. Может показать наблюдателю легковушку вместо танка. Или наоборот. Вот мне бы такую — чтоб включил, и вместо человека по просеке пер танк! Или хотя бы слон покрупнее. Тогда бы я сразу вычислял притаившихся охотничков по звукам взрывного опорожнения кишечника. Надо будет потолковать со знакомым электронщиком…
Тем временем, я дошел до новой вырубки. Через которую с трудом пробрался в прошлый раз. Сейчас бревна сгребли в кучи, но ошметки под ногами еще до конца не убрали. Я увидел отблески света. Сначала подумал, что это егерь едет на квадрике по просеке с другой стороны, и стал прикидывать, как бы туда побыстрее доскакать.
Но это были не фары, а непотушенные костры. У меня прибор настолько чувствительный, что я как-то чуть ли не за час увидел дальнюю грозу, под которой потом чуть не вымок. Иду, и вдруг как помехи какие-то – на долю секунды яркость прыгает. Я сперва подумал, что проблемы с ЭОПами и сильно испугался. Потом сообразил, что два одновременно сломаться не могут, и стал гадать – что же это такое? Глазами ничего не видно – темнота и темнота. А в приборе регулярные вспышки через несколько десятков секунд.
Решил, что он вспышки от сварки ловит. У нас платную дорогу строят рядом с бетонкой, ну, Московское малое кольцо – я не сильно далеко был. Трудятся и днем, и ночью. Во, думаю, какой у меня прибор! А он, оказывается, грозу увидел, где-то за Бронницами, если не еще дальше.
Так и тут. Глазами никаких огней не видно, угли еле тлеют, а в приборе вспышки на всю вырубку сверкают. Когда прошел вперед, увидел их между кучами мусора:
А вырубка теперь вот так выглядит:
Еще костер:
Не понимаю я этих костров без присмотра. А если разгорится?
Вот тут лесорубы подкармливаются:
На этот раз никаких разносолов – одни пустые контейнеры из-под доширака.
Эх, как бы мне егеря этого найти? У нас на участках есть знакомый охотник, попробую у него спросить. Должен по идее их знать…
Update:
Полазил по сайту Пульсара. Ошибся я, похоже. Не Quantum у него был, а Helion. Логотип сбоку прилеплен, а не перед объективом. С матрицей 640х480, небось – картинка была очень четкая. А это уже немного другой уровень. Жалко, вдали никого понаблюдать не удалось — в двадцати-то метрах они все неплохо показывают.