Гулял в лесу. В поисках истоков.

Мимо моей дачи течет речка. Ну, как – речка… ручей, скорее. На картах называется речка. По весне, когда отовсюду стекает талая вода, это действительно речка. Маленькая. Метра полтора-два шириной и глубиной по колено. Течет достаточно быстро, журчит.

К началу лета речка местами пересыхает. Под железнодорожной насыпью для нее сделан туннель. С нашей стороны вдоль железной дороги проходит грунтовка. Низом, в смысле. В мае месяце хорошо, если кто-то догадается пару-тройку крупных булыжников в речку кинуть. Тогда по ним можно перескочить воду, не замочив ног. А если нет – изволь лезть на насыпь и переходить над туннелем.

Но уже в июне, как правило, по дороге можно пройти безо всяких мостков. Парадокс – слева в кустах речка течет и справа в туннеле тоже течет. А по дороге не течет. Труб там никаких совершенно точно не проложено, может быть, через песок что-то просачивается. После туннеля, правда, идет подряд куча родников, которые ныне чуть ли не поголовно объявили чудодейственными:)

Я не готов утверждать определенно, но мне кажется, что раньше речка так не пересыхала. Может и забыл. Или ее полноводность сильно зависит от погоды и объемов выпавшего за зиму снега. Помню только, что в детстве мы мечтали построить лодку и проплыть по речке до самой Гжелки. А Гжелка – это вообще круть несусветная! Она вьется, вьется, вьется, да и впадает в Москву-реку! А та – в Оку. А Ока – в Волгу. По Волге же хоть до самого Каспийского моря плыви!

Это все мне отец и рассказал на свою голову, когда я наш «ручеек» в детстве обфыркал. Мол, вот что это за «ручеек» и куда его воды текут! На свою голову – потому что именно так и родилась идея с лодкой. Сами мы в свои восемь-десять лет лодку бы, положим, не построили, но резиновую чуть было действительно у кого-то не поперли:) Трудно сказать, чем могло закончиться плавание, если бы мы довели дело до конца.

Также я расспрашивал отца, откуда наша речка вытекает. Выходя далеко в лес, мы натыкались на нее как минимум в двух местах. Папа махал рукой на северо-восток, говорил, что там далеко есть болото, где она, по всей видимости, и берет начало. Но на сто процентов он не уверен – может, она только протекает через болото, а исток у нее где-то еще дальше.

С отцом мы на это болото так и не сходили, хотя я напоминал ему пару раз. Но не сложилось. Главным образом потому, что оно было в стороне от наших привычных маршрутов, никаких дорог к нему не шло и грибов там тоже не найдешь. Будешь полдня продираться сквозь чащобу, накормишь всех комаров в лесу, да еще и провалишься куда. Сам я тоже как-то не сподобился сходить.

А ведь всю жизнь любопытно было! Ну, и короче… Проснулся сегодня и вспомнил про речку. А почему бы и нет? Открыл ноут, быстренько пробежался по картам. Надо было, конечно, заранее как следует подготовиться, но вчера я собирался совсем в другую сторону. А сейчас прорвало – надо разведать речку и все! С детства собираюсь. Накипело, что называется.

На картах я увидел, что подобраться к болоту достаточно просто. Там даже вроде какая-то просека на снимке виднеется. Наверное, завалена как обычно, но все же ориентир. И характерных для короедных могильников прорех вроде не видно – то есть сплошного бурелома можно не бояться. Только какие-то непонятные линии в самом болоте. Слишком уж ровные и правильные, чтобы быть естественными.

Наметив примерный маршрут и несколько потенциально интересных точек, я залил все это в навигатор, наскоро собрался и отчалил. Хоть в голове с детства и сидело, что болото где-то совсем далеко, чуть ли не за Горелым Лесом, в реальности оно оказалось ближе. Через лес, конечно, предстоит продираться, но не особо много – по высоковольтке можно подойти почти вплотную. Далее полкилометра до ближнего края и еще столько же до места вытекания речки.

Пересекать болото, понятно, я не собирался. Хотел обогнуть его берегом, точно идентифицировать речку и, если повезет, обойти все болото по кругу. Ну, чтобы быть уверенным, что речка не втекает в него где-нибудь дальше. Если просека на снимке хоть минимально проходима, задачка получается даже тривиальной.

На деле (кто бы мог подумать?) оказалось сильно иначе. Продравшись сквозь кусты и занырнув в лес, я стал искать упомянутую просеку. С поиском проблем не возникло никаких – еще бы такое не найти. Проблема возникла с самой просекой. Потому что, вместо ожидаемого (пусть и частично заваленного) коридора в деревьях, я вышел к широченной канаве с водой. У нее были высокие насыпи по краям, почти в мой рост и настолько обрывистые берега, что спуститься по ним до воды, не ухнув вниз, было решительно невозможно.

Я и до канавы шел тоже то ли по какому-то неглубокому оврагу, то ли по цепочке луж, перебравшись пару раз с берега на берег в сухих местах. Но ближе к канаве воды прибавилось, и больше перейти не получилось. Надо было не лениться, вернуться назад и зайти с другого берега. Тогда я бы вышел к канаве с запада и пошел по ее левому краю. Так я всегда мог отвернуть еще левее и не упереться в болото.

Это я теперь все знаю, тогда же просто шел, как идется. Через некоторое расстояние мне удалось перепрыгнуть воду, и я возвратился к канаве – на правый ее берег. Пошел берегом в сторону болота. И опять – мне не следовало уходить от канавы, а идти вдоль нее и высматривать место, где получится перескочить на левый берег. Но упавшие деревья и примыкавшая справа промоина, заставили отклониться восточнее.

Я попал в чуть подтопленный, но проходимый лес, и пошел напрямик к одной из своих точек. Лужи и участки со слякотью заставили немного попетлять, я уперся еще в одну канаву, которую по счастью удалось преодолеть с ходу, и, наконец, вышел к болоту.

Дальше дороги не было. Остановившись перед линией весьма подозрительных луж (или новой канавой?), я подобрал палку и попробовал нащупать дно. Сами лужи были не особо глубокие, но дно было илистое, и палка погружалась туда все глубже и глубже. Понятно, что соваться туда было глупо.

Какая-то живность (как я понимаю, кабаны или лоси) там все же ходила. Следов виднелось прилично. Только мне эти зеленые лужайки доверия не внушали никакого:

болото

болото

Как не хотелось пробежаться вслед за кабанчиками по зеленой травке (а ведь действительно красиво!), я решительно свернул за запад и пошел вдоль берега.

Метров через двести я уперся в канаву, вдоль которой начал свой путь к болоту. От нее отходило такое же монументальное русло, представляющее собой западный берег болота. Если бы я сразу пошел правильно, то был бы сейчас на другой его стороне. Но вместо этого я оказался зажат между болотом и канавой.

Делать было нечего. Пришлось поворачивать назад.. Я возвращался берегом канавы и высматривал возможную переправу. Под конец действительно нашел подходящее местечко и перепрыгнул. Теперь можно было дойти до речки, как я хотел изначально. Но уже начинало смеркаться – сентябрь все-таки, темнеть стало значительно раньше. В тени деревьев видимость здорово упала, хотя на открытом пространстве было относительно светло.

В сгущающихся сумерках мне показалось неразумным лезть дальше в болото. Понятно уже, что это не простое болото, а целая система мелиорации с сетью искусственно вырытых канав и каналов. Видимо, в это болото отводят лишнюю воду из леса, от высоковольтки. Чтобы ее не затапливало при таянии снега. Может, и болото-то возникло в результате человеческой деятельности.

Скакать в темноте между этими канавами мне совершенно не хотелось. До речки я, пожалуй, и дойду, но потом-то надо будет обратно выбираться. Попадется еще какая-нибудь протока и ищи переправу на ощупь. Нет, лучше будет придти сюда в другой раз пораньше. Предварительно как следует изучив все тропы и просеки.

Дома, уже более внимательно посмотрев свой маршрут на разных картах, я понял, что правильно оценил увиденное. Разве что, канавы прорыты скорее для осушения болота, чем для отвода в него воды. Вот мой трек на спутниковом снимке:

маршрут спутник

А вот на карте ГГЦ в том же масштабе. Объекты нарисованы не совсем точно, но, в общем, все понятно:

маршрут ггц

I’ll be back!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *