Итак. Все сложилось как нельзя лучше. Три дня я исправно делал уроки, а на четвертый удалось вырваться на дачу. Уехал в четверг на ночь (предварительно сделав уроки). Погода стояла хорошая, и на пятницу был запланирован выход.
Цель была самая простая – разведать ту дорогу, на которую я безуспешно пытался выйти в прошлый раз. Я не собирался лезть ни в какие топи, переплывать реки, даже ботинки пачкать не хотел. Я хотел просто пройти по этой дороге и посмотреть, куда она меня выведет. Даже сходить с нее в сторону не было намерений – разве что пройти краем леса, если грибы попадутся.
Иными словами, сегодня я обойду канавы, каналы, реки и болота с другой стороны – по приличной лесной грунтовке. И посмотрю на все это безобразие издали. Фоточки сделаю. Пройду, наконец, «пройденную траекторию»!
Из дома вышел даже раньше, чем первого числа. Чтобы иметь запас по времени на всякий случай – темнеть-то стало быстрее. Ну, как раньше? Кто-то к этому времени давно пообедал и успел подрыхнуть пару часов. Для меня же это было бог знает какое утро.
Светило солнце, ехать на велике вдоль железки было одно удовольствие:
В лагере гуляли. Мамочка с коляской и еще какие-то личности чуть дальше. Поэтому отъехал лишние сто метров, чтобы меня не было видно с дороги, и тогда уже свернул в лес. Спрятал велик (с):
Как видите, край плащ-палатки заметно. Правда, это только на фотке – глазами фиг увидишь, если не знаешь, куда смотреть. Но я его специально так положил – мог бы завалить и лучше. В это место никто случайно не забредет, а я зато сделаю нормальную ночную фотку. И попробуйте найдите велик на ней!
Далее я максимально быстро пошел к своей дороге.
В том месте, где я обычно сворачиваю на канаву с подосиновиками, дорога заворачивает на запад и идет вдоль берега то ли мелиорационной канавы, то ли какого-то притока Слогавки. Так как приток этот на карте выглядит, словно нарисованный по линейке, думаю, он искусственного происхождения. Равно как и те каналы на болоте. А, возможно, и часть русла Слогавки.
Как ни был велик соблазн зайти на полчасика за подосиновиками, я не стал на них отвлекаться. Сначала надо сделать дело.
Дорога шла по самому берегу канавы и была хорошо накатанной и утоптанной. Если так будет и дальше, я спокойно пройду намеченный маршрут и, быть может, продвинусь сильно дальше в своих изысканиях. Канава же из чуть заметного ручейка у поворота постепенно превращалась в полноценную реку.
Вот эти жердочки – то, что на карте именуется громким словом «переправа»:
На речке (язык уже не поворачивается назвать ее канавой) периодически попадались запруды. Сначала я подумал, что это работа бобров, и стал прикидывать, как бы их заснять фотоловушкой. Но быстро выяснилось, что бобры тут не причем. Они, конечно, очень интересные звери, но пилой и топором работать не умеют.
Запруды шли довольно часто, примерно через каждые сто метров. Через них с журчанием переливалась вода, и речка становилась все более полноводной.
Вот одна из таких запруд, тоже отмеченная на карте, как переправа:
Что-то мне подсказывает, что на понатыканные вокруг березовые палки лучше не опираться.
Далее я вышел к пруду. Он имел прямоугольную форму и был обозначен на какой-то карте, как пожарный. С канавой-рекой пруд не сообщался – та была по другую сторону дороги. Не знаю, откуда в пруд натекала вода.
Перед прудом накатанная дорога заворачивала на юг, а дальше на запад шла сначала более менее сносная двойная колея, а затем и просто – тропа. По этой тропе я и дошел до болота. Вернее, еще не до самой топи, но до подтопленного березняка:
Там тоже устраивались запруды, хотя пройти по такой запруде я бы поостерегся десять раз:
Тропа постепенно переходила в тропку, и все чаще и чаще мне приходилось обходить лужи и заболоченные участки. На этом берегу было на порядок суше, но чем дальше я шел, тем меньше мне нравилось увиденное. И ощущаемое под ногами.
Тропка, тем не менее, все еще хорошо различалась. Но по ней лучше было бы идти в болотных сапогах, а не в текстильных берцах. Порой мне приходилось углубляться в заросли кустарника левее, чтобы обойти промоину. И даже в кустах (и дальше – по краю деревьев) надо было внимательно смотреть под ноги, чтобы не провалиться в грязь.
Мне повезло – впереди виднелась высокая куча из опиленных стволов, сломанных веток и прочего лесного мусора. Забравшись наверх, я нашел отличную крепкую сухую палку, метров двух длиной. Только она сильно пачкалась, и запакостила мне руки до черноты.
С палкой идти стало удобнее. Тем более, все чаще и чаще попадались места, куда ей следовало для верности ткнуть, прежде чем ставить ногу. «Пройденная траектория» начала вызывать смутные подозрения.
Наконец, я дошел до самого болота. Пусть не до того места, где был вынужден повернуть назад в прошлый раз, но не сильно далеко от оного. Болото, во всяком случае, было точно такое же:
Только первого числа я был на том берегу и с бессилием смотрел на речку и впадавший в нее канал. Хорошо хоть действительно не попытался переплыть, а то я могу:)
Потому… Потому что плыть было по сути некуда. Разве что на эту жалкую тропу. И по ней я бы и ковылял обратно, не найдя вожделенной переправы и нормальной дороги.
Дальше пути не было. На юг отходил еще один канал, по ширине сравнимый с речкой. Я, конечно, видел его на своей карте, но ожидал обнаружить хоть какой-то мостик – уж коль траектория таки пройдена. Но увы… Поперек канала лежал лишь березовый ствол, причем видно было, что он упал туда случайно.
Ствол хорошо прогнил и затрещал, когда я встал на его край. В принципе, можно было попробовать перескочить по стволу на другой берег, но когда я проверил глубину канала, палка погрузилась почти полностью, прежде чем достала до дна. Я чудом сохранил равновесие и не шлепнулся в воду.
Идти три метра по грозящему сломаться бревну, когда уже у берега глубина мне по грудь – не, не настолько я азартный человек. И было бы еще ради чего стараться – на другом берегу я не видел и намека на тропу. Траектория [sensored] пройдена!
А вдруг какой-нибудь мостик будет дальше по каналу? Тем более, тропка вроде как заворачивает и идет его бережком. Я прошел немного. Миновав склонившееся дерево, загораживающее обзор, я увидел канал на протяжении добрых сорока метров. Не было там никакого мостика, разве что еще дальше поискать. Но я уже сомневался. Да и тропка, похоже, давно была не человеческая, а звериная – через каждый куст, через каждое дерево со стороны леса к ней подходили такие же тропки. Вернее будет сказать – полосы примятой травы.
Вот оно, мое путешествие. Оранжевый трек – сегодняшний, а голубой – от первого сентября:
Уже начинало смеркаться. Наученный горьким опытом, я хотел засветло убраться из этого болотистого гадюшника и вернуться на сухую тропу. Однако моя вера в Гармин еще не угасла до конца. А что если чуть дальше от берега действительно идет дорога?
Я свернул в перелесок и решил пройти хотя бы пару сотен метров, чтобы быть уверенным наверняка. Но в душе уже знал – ничего я там не найду. Если кто-то и ходил здесь, то явно берегом речки. И было это достаточно давно, до того как тут все подтопило. Все же я прошел на юг достаточно за линию дороги на гарминовской карте, чтобы убедиться наверняка. Вынырнув из перелеска на открытое место, я оказался на краю такого же болота из гибнущего березняка, что и с другой стороны речки. Больше ловить там было нечего. «Траектория пройдена», мать ее!
Надо было быстрее возвращаться, если, конечно, я не хочу заново перестирывать всю снарягу. Болото словно держало – на пути стали попадаться промоины, лужи, слякоть. Перелесок представлял собой сплошные лежки. На каждой прогалине трава была основательно примята на площади двух-трех-пяти метров. Эти «площадки» соединялись друг с дружкой хорошо заметными тропками. Не знаю, кто там валялся – лоси или кабаны. Лежек было очень много – десятки, может даже, сотни. И уже кто-то с треском шуровал в отдалении.
Когда я, наконец, продрался к речке, метрах в двадцати сзади раздался сначала топот с треском, а потом такой мощный всплеск, как будто в воду с разбегу плюхнулся зверь калибром с носорога или бегемота. Я увидел волны, но и только. В принципе, это могло и дерево упасть, но идти и проверять желания что-то не возникло:)
Я дал Гармину последний шанс, когда дошел до пожарного пруда. Пройдя по дороге на юг за все мыслимые пределы, я не обнаружил даже намека на дорогу или тропу, параллельную речке. Так что вопрос с дорогой можно считать закрытым. Траектория [sensored] пройдена!
У меня оставалось еще немного времени. Я подумал, что если поднажму, то успею заскочить на подосиновичную канаву. Пусть в глубоких сумерках, но я же ухитрился найти несколько отличных подосиновиков в сгущающейся темноте! Однако когда я туда пришел, понял, что сумерки чересчур глубокие. Темнеть стало раньше, и я уже ничего не видел.
Тогда я решил попробовать поискать грибы с ПНВ! Добрых полчаса я прилежно утюжил канаву и окрестности, используя разные настройки фокусировки, включая подсветку с разной мощностью, но так и не нашел ни одного гриба. Вернее, нашел пару старых поганок, но ни единого подосиновика. А ведь наверняка были, не могло их не быть!
С прибором трудно искать грибы. Если купол шляпки будет явно возвышаться над кустиками черники, иметь четкие очертания, и ничего не налипнет сверху – некоторые шансы найти гриб есть. Не очень большие, но все же. Однако если шляпка окажется прикрытой хоть парой листиков или стебельков, гриб останется незамеченным. Будет примерно как с поисками велосипеда. Только, в отличие от велосипеда, местонахождение гриба мне неизвестно.
Вот в качестве примера фотка гриба, растущего почти на открытом месте. Я даже не смог найти ни одной поганки в траве, чтобы ее сфотографировать через окуляр прибора. Этот гриб днем было бы видно сильно издали:
На обратном пути навигатор сыграл со мной злую шутку. То ли почти все GPS и ГЛОНАСС спутники закатились за горизонт, то ли (что более вероятно) глюканул хваленый гарминовский софт, но по дороге от пруда до канавы мое местоположение определялось все более и более севернее. Можете сами поглядеть на треке – линия на юго-восток от центра экрана разветвляется. Нижняя часть (путь туда) идет точно по речке, а верхняя постепенно отклоняется на север.
Такое иногда бывает. Не знаю, с чем связано – наблюдал на разном рельефе, как в плохую, так и хорошую погоду. И фиг бы с ним, но погрешность достигла своего максимума в ключевой точке – на месте переправы через речку. Вернее, на речку в этом месте еще не натекло, но ручеек в пару шагов шириной надо было перейти по бревнам. Туда я прошел – переправа находится прямо на повороте дороги, и ее хорошо видно даже в темноте. А вот выйти обратно оказалось сложнее.
Я поленился отметить переправу маршрутной точкой, всегда ходил по треку. Ну, сегодня он меня завел в такие заросли, что я проклял все на свете, пока из них вылез. Сунулся туда, сюда – ни пса не понятно. Это с возвышения дороги все видно. А снизу фиг чего разберешь. Где переправа, я не отметил, то есть не знаю, с какой стороны от нее нахожусь. Понятно, что навигатор глюканул, но на маленьком экранчике не ясно, какая из линий верная. Пришлось проверять еще раз обе – там такое место, что нужно выйти точно на бревна, чтобы их увидеть. Или хотя бы знать, что они в радиусе трех метров от тебя.
Под конец я тупо вышел к ручью, забрал гарантированно западнее переправы и пошел вдоль берега обратно, с матюками проламываясь сквозь кусты и поскальзываясь в слякоти. Найдя бревна, проверил точность определения координат, перегрузил для верности навигатор и создал таки точку.
А вот обещанная ночная фотка спрятанного велика:
Хоть я накидал поверх плащ-палатки совсем мало прутиков и листьев, их вполне хватило, чтобы скрыть тайник даже от внимательного взгляда в ПНВ. Отражения подсветки от лежащей сверху мелочи оказались ярче белого свечения плащ-палатки, и не дали ей проявиться.
В общем, доверие к Гармину оказалось серьезно подорвано. Однако мне еще больше захотелось узнать, как обстоят дела с дорогой на самом деле. Оказавшись дома, я начал рыться в картах SAS-Planet и на прочих георесурсах. И нашел очень любопытные карты – карту треков народной Яндекс-карты и карту GPS треков OSM. Иными словами, карты, созданные на анализе статистики треков пользователей. Глядя на них, видно, где ходят люди. Ну, хотя бы те, кто пользуется навигацией Яндекс и OSM. Вот, что я увидел:
То есть нынешняя дорога в нашу сторону через Слогавку идет по той просеке, которой я возвращался, выбравшись из болота. По ней следует пройти еще дальше на северо-запад, обойти севернее затопленную область и только потом свернуть на запад. И вот там как раз и будет переправа. Она не только отмечена на карте OSM, но и подтверждена многочисленными треками OSM и Яндекса.
Что касается дороги на карте ГГЦ, я пришел к выводу, что она тоже существует. Во всяком случае, ее остатки. Просто местность изображена не очень точно, и я сразу не врубился. Вот еще раз участок болота с треком от первого сентября:
Если его сопоставить со спутниковым снимком…
…а также тем, что я увидел сегодня глазами, становится понятно, что дорога шла берегом первого канала, в который я тогда уперся и который впоследствии обошел. Я шел узкой тропкой по его берегу – это и была, наверное, та самая дорога. Немного не доходя канала, на речке присутствовала довольно широкая запруда. Возможно, даже та, что я сфоткал – не помню. При сильном желании и наличии длинной палки в руках, по ней, наверное, все же можно пройти. Наверное, тропка тянется и дальше, огибает болото и подходит к Слогавке.