Гулял в лесу. Бугры и курганы.

Сегодня решил проверить следующий маршрут – второй по счету из разведанных на велике. Ехать надо чуть дальше, но лес там гораздо перспективнее.

Началось все с хохмы. Подъезжая к железнодорожному переезду, увидел две милицейские машины, которые тормозили чуть ли не всех подряд. Передо мной ехали подростки на скутере. Деловой дрищ за рулем и блондинистая дева с сисечками. Лет по 14-15 обоим. Без шлемов, в шортиках-футболочках. Я не знаю, что там сейчас с мопедами и ПДД, но когда милиционер махнул им жезлом, по лицу паренька стало понятно, что дело – швах. На всякий случай поинтересовался у лейтенанта:

– Мне тоже?

Тот меня очень внимательно оглядел (хы-хы, прямо скажем, глядеть было на что) и спросил:

– А вы кто будете?

Потом-то я понял, что он имел в виду – не прихожусь ли я родителем кому-нибудь из подростков. Но сразу не сообразил. И подивившись столь прямому вопросу на ровном месте, улыбнулся на все 44 бушковских зуба и неожиданно (в том числе и для себя) ответил:

– Браконье-е-ер!

Ну, примерно тем же тоном, как говорят «узбагойзя». Блин! Ведь дошутился уже году в 94, сказав, что у меня пулемет в багажнике! В багажнике, понятно, никакого пулемета не было, а были стальные уголки, гвозди-шурупы, рулоны стальной сетки и прочие стройматериалы. В таком количестве, что дверь багажника лишь слегка была притянута вниз веревкой, а сама машина конкретно просела, и брызговики периодически скребли по асфальту. Вот эти все стройматериалы мне тогда пришлось под недобрыми взглядами в темпе выложить на обочину, а потом загрузить обратно.

На этот раз шутку тоже не поняли. Без лишних слов, мне предложили добровольно продемонстрировать содержимое рюкзака. Когда же увидели, что там лежит, я испугался, что вместо вожделенного леса проведу вечер в обезьяннике, если не где еще похуже.

Хорошо, что я изначально предполагал подобную ситуацию и загодя подготовился. На все элементы снаряжения у меня были сканы паспортов и прочих документов, а на особо опасные – и сертификаты. Кроме того, у меня был с собой лопатник с паспортом, правами и кучей карточек. Так что недоразумение быстро разрешилось, хотя менты и заметно дернулись, когда я продемонстрировал им «Добрыню».

Особенно их заинтересовал страшный нож «Милитари», сертификат на который был в общей пачке. Я пояснил, что ножик остался в разгрузке дома – тяжело все это возить на велике. Складного «Раптора» более чем хватает для большинства задач. Надо было видеть лица милиционеров, когда я упомянул про разгрузку:)

Тем временем остановленный дрищ подтвердил мою догадку о его ушлости. Пока меня шмонали, переезд закрылся, и выстроилась длинная очередь машин. Рядом с нами встал здоровенный грузовик с кирпичами, который постоянно газовал и вонял так, что глаза слезились.

Заметив, что внимание всех четверых полицаев приковано ко мне, дрищ чуть оживился и стал зыркать по сторонам. Я улучил момент, незаметно приложил палец ко рту и, поймав его взгляд, сделал выразительный знак глазами. Переведя разговор на ПНВ, я открыл в телефоне сайт Дедала со старшей моделью моих очков (ценник под триста тысяч) и стал монотонно перечислять:

– Очки ночного видения, Дедал ДВС-8а, гражданская версия. Выполнены по псевдобинокулярной схеме. Электронно-оптический преобразователь – ЭПМ-66Г, версия А, поколения 2+. Интегральная чувствительность фотокатода не менее 500 мкА/лм, предел разрешения не менее 53 штр/мм…

Ну, и так далее. Я говорил, не останавливаясь, как хорошо зазубривший урок школьник. По обыкновению предельно иронично, но не переступая ту грань, когда собеседник твердо понимает, что над ним стебутся. Понятно, пердеж КамАЗа скрадывал львиную долю моего лицедейства, но…

Судя по реакции милиционеров, меня приняли за богатенького бездельника с очередным закидоном (тут нормальному человеку следует покрутить пальцем у виска) и очень быстро потеряли ко мне всякий интерес. Документы в порядке (даже права пробили и на штрафы проверили!), на каждую цацку есть паспорт, чек и сертификат. А цацки на вид очень недешевые – если что сломается или пропадет, хозяин такую вонь поднимет, что мало не покажется.

Велик еще на непосвященного впечатление производит. Стелсы вообще неплохо раскрашивают свои велосипеды – если не знать, что такое Стелс, можно и купиться. А у меня на нем еще понавешено всякого – сумка, насос, зеркало, накладка на седло, кронштейн для экшн-камеры и т.п. Комбез чистый, очечки крутые, дорогим парфюмом пахнет. Держусь спокойно, уверенно, но вежливо, без хамства и наездов, чтобы нагадить мне из вредности. В общем, отдали мне мои документы с сертификатами, сказали:

– Ох, дошутитесь вы когда-нибудь, Сергей Валерианович!

И пожелали счастливого пути.

Пока все это происходило, паренек провернул целую операцию по отходу. Сначала он что-то шепнул на ухо своей подруге, кивнув пару раз в мою сторону. Та сначала постояла с полминуты, потом тихонечко, по шажочку, отступила за милицейские машины и исчезла из виду. После этого ее кавалер так же незаметно откатил скутер вперед, и, обойдя КамАЗ со стороны морды, удрал под его прикрытием через дорогу. Когда я запихивал документы в рюкзак и вежливо раскланивался с блюстителями порядка, их уже и след простыл.

Я тоже не стал задерживаться, вспрыгнул на велик и насколько мог быстро удристал от переезда. Действительно дошучусь.

Где-то через полкилометра я увидел спасенную парочку. Я ехал по асфальту,  а они пробирались огородами по узенькой тропке вдоль железной дороги. Паренек энергично помахал мне рукой, я ответил. Надо было, конечно, пересечься с ними и поболтать – такие ушлые подростки знают массу интересной информации. А для меня в нынешнем краеведческо-натуралистическом угаре любой слушок на вес золота. Кроме того, судя по одежде и скутеру, паренек явно не из простых – папаня может оказаться еще полезней.

Но это все я сообразил потом. Пока же спешил наверстать потерянное время и налег на педали. Ничего, еще выслежу. Расскажу на ушко девахе основы пары похабных техник, парень мне тогда слона из-под земли достанет! Водки им куплю, сигарет, научу замешивать ерша!

Ладно. Хотя ехать надо было дальше, чем в прошлый раз, ежедневные покатушки дали свои плоды – я выложился и таки приехал к точке входа в запланированное время. И даже устать толком не успел.

Спрятал велик (на этот раз у приметного ориентира) и вошел в лес.

Этот лес оказался совсем другим. По нему можно было идти напрямик без боязни застрять в буреломе. Здоровый лес. Никаких луж, слякоти и крапивы. Сама почва такая, что любые осадки мигом впитываются. Это где повыше. А где пониже, повлажнее – там необыкновенно красивые мягкие ковры из зеленого мха. Прям сказка. И грибов… Куда не посмотришь – везде грибы. Растут большими скоплениями, кольцами. Сыроежки, какие-то разновидности груздей, незнакомые мне грибы. Изредка выглядывает красная шляпка подосиновика или подберезовик коричневым куполом торчит из травы.

Собственно, в лес я хожу вовсе не за грибами. Так, подбираю, когда попадаются, но больше для мамы и сына. Если начнешь собирать грибы, о каких-то дальних разведках можно сразу забыть. Кроме того, с пакетом в одной руке чувствуешь себя не так свободно.

Но что делать, когда грибы торчат из-под каждой кочки и смотрят на тебя, словно уговаривая – возьми нас? Остается только благодарить Батюшку Лес за щедрость и принимать его дары.

Отойдя довольно далеко от жилья, обнаружил несколько озадачившую меня находку. Между двумя пеньками стояла банка консервов – что-то вроде кабачковой икры.

За каким лешим ее надо было тащить так далеко, я понимать решительно отказываюсь. Не вижу логики. В поход взяли бы бутерброды, банку тушенки, наконец. Но кто в здравом уме и памяти потащит на своем горбу кабачковую икру в тяжелой стеклянной банке? Там ни дороги, ни свалки какой.

Банка напомнила случай из детства. У нас есть торфяник, горелый лес (в 1972 году там пожары полыхали) – некогда исключительно грибное место. Лет в 13 или 14, гуляя в лесу неподалеку от торфяника, я нашел на земле фарфоровую супницу. Или вазу – не знаю. Здоровенную полукруглую посудину литров на десять с двумя ручками по краям. Я как-то сразу понял, что штука эта очень старая – хотя фарфор нигде не треснул и не откололся. Только рисунок давно смылся (если, конечно, был). Что-то в ней было такое… не из нашего времени. Форма? Не знаю.

Мне тогда было совершенно непонятно – кто мог затащить так далеко в лес столь тяжелый и габаритный предмет? Правда, особое впечатление произвело не только это. Мало было ее сюда притащить. Нашелся человек, который навалил в нее огромную кучу!

Сейчас с супницей дело немного прояснилось. Оказывается в тех местах проходил древний Бронницкий тракт – оживленная дорога, по которой еще Иван Грозный удирал от Крымского хана. И она просуществовала аж до прокладки первой бетонки вокруг Москвы! Да и потом местные еще долго по ней ходили. Кто-то и сейчас ходит. Стоит ли удивляться, что поблизости могут попадаться брошенные или забытые тогдашние предметы торговли или обихода?

Но для кабачковой икры у меня пока объяснения нет.

Пройдя еще дальше, наткнулся на целое месторождение белых грибов. Они росли повсюду. Туда явно ходили – виднелись срезы, сбитые сыроежки, брошенные червивые грибы. Но чтобы выбрать все, нужно запустить в лес десятки, если не сотни грибников одновременно! Беда лишь в том, что почти все грибы были старые. Некоторые вообще превратились в комки слизи. А молодых я нашел от силы два-три. Тем не менее, даже среди старых, давно раскрывшихся грибов удалось набрать с полдюжины крепких и чистых.

Останься я там подольше, совершенно уверен, я таки набрал бы полный рюкзак отличных белых, но толкаться на одном месте и заглядывать под каждое дерево было скучно. На суп и сковородку я и так набрал, пора и честь знать.

Я достал навигатор, стал смотреть, куда пойти дальше. Карту я сделал себе из спутникового снимка, под которым лежит гарминовская Россия ТОПО. Я настроил приоритеты отрисовки таким образом, чтобы всякие названия и обозначения отображались поверх картинки со спутника. Но почему-то показывается далеко не все, что должно. Что-то высвечивается лишь когда туда подведешь курсор.

Двигаю я, значит, курсор, чтобы промотать вперед карту, и вдруг загорается пометка – «курганы» и неподалеку еще одна – «ямы». Если с ямами все более менее ясно, то про курганы в нашей местности я слышу впервые в жизни. Сразу в памяти всплыли различные истории про древние захоронения, ценности, которые там могут быть и т.п. Я вовсе не испытываю желания разорять чью-то могилу, но поглядеть на такое диво, понятно, захотелось.

Уже начало смеркаться, а до курганов надо было топать напрямик через лес пару километров. Я постарался побыстрее их пробежать, чтобы успеть рассмотреть курганы хотя бы в сумерках.

Но, как говорится, человек предполагает, а бог располагает. По пути попался ручей, потом вырубка, которую так перепахали тяжелой техникой, что приходилось скакать между горами грязи и огромными лужами. К отметке с курганами я пришел уже в совсем глубоких сумерках.

Гарминовские карты (а впрочем, и любые другие – Генштаб и ГГЦ ничуть не лучше) не отличаются точностью. Объект на карте запросто может уехать на 50-100-200 метров. Возможно, это делается специально, чтобы вывести карту из-под грифа, но какой-то логики я не заметил – полно объектов и с точными координатами. Именно поэтому я хотел добежать до курганов до наступления темноты.

Но мне повезло. Примерно за сто метров до отметки в сгущающихся сумерках я увидел среди деревьев очертания округлого холма. Ага, вот ты значит какой, курган! Холмик, метров пяти-шести высотой. Что с ним делать и как изучать я не имел ни малейшего понятия. И, ведомый первобытными инстинктами, залез на вершину.

Увиденное на вершине озадачило еще сильнее:

Интересные тут, смотрю, курганы! Но что же это такое? На пусковую шахту не похоже – ракета оттудова вылетит как яйцо из яйцерезки. На вентиляцию огромного страшного подземного бункера тоже – внутри блестит вода. Значит это какое-то сооружение для очистки или забора воды, может быть, для мелиорации.

На моем спутниковом снимке перед «курганом» прослеживались очертания то ли заросшего прямоугольного пруда, то ли нескольких параллельных канав. В телефоне Яндекс-карты показывают более свежую картинку, на ней уже ничего не разобрать – все заросло.

Не буду дальше тянуть интригу – когда я вернулся домой и залез в Викимапию, выяснилось, что это заброшенные очистные сооружения. В паре километров был пионерлагерь, от которого сейчас остались лишь руины и воспоминания, возможно, это часть его инфраструктуры.

Однако в отметке было написано не «курган», а «курганы». Следовательно, должен быть как минимум еще один холм. Нацепив очки ночного видения и как следует прочесав окрестности, я их нашел. Вот они все:

Эти «курганы» были примерно тех же габаритов, что и первый, но без непонятной бетонной конструкции наверху. Да, я залез на каждый, рискуя свернуть себе шею в темноте. Больше всего они походили на отвалы породы или просто кучи вырытой земли. Возможно, это были стройматериалы для очистных сооружений – песок, какой-нибудь гравий, которые давно поросли, что называется, быльем.

А может быть, это были кучи песка или глины из местного карьера – есть там такой. Кучи (язык не поворачивается назвать их курганами) расположены между карьером и заросшим прудом – непонятно, к чему конкретно они относятся.

Так что все оказалось просто и незатейливо. Никаких пусковых шахт, подземных бункеров и древних захоронений. Я подумал было, что получу какой-то ответ, посетив отметку «ямы», но ямами оказался то ли пруд, то ли еще один карьер рядом с пионерлагерем. Возможно, там добывали песок во время строительства.

За время блужданий между «курганами» и «ямами» дважды или трижды видел процессии внедорожников. У нас есть с ними что-то общее – сначала мы забираемся подальше в лес (я пешком, а они на джипах), а потом пытаемся оттуда выбраться. Мне-то на своих двоих проще, а вот они привязаны к дорогам. Дороги же там такие, что местами впору на катере рассекать, а не на машине.

Один особо качественный разлив они штурмовали с трех направлений. Но (вот незадача!) с той стороны его никак не объедешь. Под конец они предприняли лобовую атаку.  Двое проехали, один застрял, а последний решил извернуться и объехать водную преграду по краю леса. Но недолго музыка играла, недолго фраер танцевал – рев мотора потонул в зачетном всплеске, и внедорожник опрокинулся кверху колесами прямо в лужу!

С минуту стоял настолько отборный и заковыристый мат, что мне даже стало как-то неловко. Такого я еще не видел. Опрокинувшийся хорошо зацепил застрявшего, горе-водитель с пассажирами набрали половину салона воды и грязи, вылезли совершенно мокрые, примерно как птицы из нефтяного разлива.

Было крайне интересно, как они будут выбираться. Я незаметно подошел метров на двадцать, уселся поудобнее на пень, достал бутерброды и подготовился к длительному просмотру. Но выбрались на удивление оперативно. Сначала застрявший сам вытянул себя лебедкой. А потом при помощи двух лебедок вызволили и опрокинувшегося. Видок у него, понятно, был еще тот, но завелся и уехал своим ходом вместе с остальными.

Я прям разочаровался. Это как усесться с пивом смотреть боксерский поединок, который в первом же раунде закончился нокаутом.

Что ж, больше ловить было нечего, пришла пора возвращаться. До велика было еще топать и топать по незнакомому лесу. Высмотрев в навигаторе подходящую дорогу, решил сделать по ней небольшой круг, чтобы не продираться напрямик. Лес чистый, но если на пути попадутся ручьи, завалы или болото, потеряешь больше времени.

Дорога почти на всем протяжении оказалась сухая, так что я достаточно быстро вышел куда надо. Осталось пройти с километр краем леса до тропы, по которой я приехал. Но тут не повезло – путь преградил не обозначенный на картах ручей. Надо было перейти поле и пройти по шоссе, но я не ищу легких путей и вместо этого свернул в лес. Пока нашел подходящее место, чтобы перепрыгнуть на другой берег, дважды промочил ноги и получил по рукам ядреной крапивой.

Добравшись, наконец, до велика, вывез его из леса и присел на бревна отдохнуть. Впереди раскинулось большое поле, посередине которого проходило шоссе. Ночь была отличная. Сделал несколько фоток, но они не передают и сотой доли той красоты.

С телефона
И через ПНВ

До дома доехал без приключений. Только, подъезжая к железной дороге чуть не потерял ориентировку на повороте – почти самонавелся в яркий фонарь, засветивший мне прибор. И полетел бы с хорошего откоса, но в последний момент заметил гравий на обочине и успел отвернуть.

К сожалению, большинство моих сыроежек транспортировки не пережило – они поломались буквально в труху. Я купил в Ашане небольшой складной ящик из текстиля. В сложенном виде он почти не занимает места в рюкзаке, а если его разложить, превращается в достаточно жесткий короб, объемом литра в четыре. Специально для грибов купил, чтобы они не помялись.

Только короб не защищает от тряски, и за час езды  по ямам и кочкам хрупкие грибы ломаются. Вот, что от них осталось:

Надо будет придумать, как лучше укладывать грибы, возможно, имеет смысл прижать их сверху чем-нибудь мягким, чтобы они не летали по рюкзаку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *